Понятие трансфертного ценообразования
Хозяйствующие субъекты, действующие на рынке, преследуют цель максимизации своей прибыли, в том числе путем использования наиболее оптимального механизма ценообразования для своего вида деятельности. Важно помнить, что одной и крупнейших доходных статей бюджета страны является налог на прибыль предприятий. В связи с чем, некоторые предприниматели, совершая сделки по реализации или приобретению продукции, применяют цены ниже рыночных, с целью искусственного занижения показателей прибыли и доходов, что соответственно ведет и к снижению налоговых выплат в части прибыли.
Трансфертное ценообразование – это купля-продажа продукции по ценам ниже рыночных между договорившимися хозяйствующими субъектами.
Для контроля таких операций в Российской Федерации был введен закон «О трансфертном ценообразовании» в 2012 году.
Цели закона о трансфертном ценообразовании
Исходя из специфики сделок, попадающих под контроль государства, можно выделить следующие цели закона о трансфертном ценообразовании:
- контроль сделок между компаниями с разными режимами налогообложения;
- создание единого налогового пространства для всех участников рынка.
Подобного рода сделки характерны для международных торговых операций, а так же для сделок между предприятиями, работающими в разных регионах или федеративных округах. Здесь существует конкуренция между государственным и местным бюджетом в части исчисления налогов, кроме того такие сделки могут привести к перекосам в бюджетах различных регионов. Для крупных холдингов и корпораций такая система сделок также помогает снизить налоговую базу, особенно, если их контрагентом выступает компания со специальным подходом к налогообложению, либо те компании, что налог на прибыль не выплачивают.
То есть, благодаря закону, налоговые структуры получили возможность контролировать ценообразование на взаимосвязанных предприятиях, путем сравнения цен по сделкам с ценами, действующими на рынке. В случае обнаружения отклонений, они могут доначислять налог на прибыль.
На текущий год контролируются следующие виды сделок:
- любые операции внутри страны на сумму более 1 миллиарда рублей;
- любые операции с иностранными взаимосвязанными контрагентами;
- любые операции свыше ста миллионов рублей с контрагентами, имеющими особый статус налогоплательщика;
- любые операции с оборотом выше шестидесяти миллионов рублей с контрагентами, освобожденными от уплаты налога на прибыль.
Отметим, что под взаимосвязанными контрагентами в законе понимаются руководители предприятий, способные влиять на финансовый результат деятельности предприятий друг друга.
По закону к таким лицам относятся:
- лица, имеющие часть капитала в деятельности другого юридического лица с долей не менее 25%;
- родственники, выступающие предпринимателями;
- должностная иерархия между участниками сделки.
Предприятия, попадающие под закон о трансфертном ценообразовании обязаны предоставлять документы по сделкам в налоговые органы, а так же по запросу налоговых структур предоставлять документы по определенным сделкам в целях аудита.
Методы трансфертного ценообразования
Рассмотрим методы, благодаря которым фискальные органы имеют возможность сопоставить цены по сделкам взаимосвязанных предприятий с рыночными ценами:
- Метод сравнения. Цена сравнивается с аналогичными ценами на рынке, установленными по сделкам между не связанными друг с другом контрагентами. Такой способ применяется для хозяйствующих субъектов, занимающихся производством однородной или взаимозаменяемой продукции. Данные для расчета применяются официальные.
- Метод учета цены продажи. Здесь учитывается объем выручки и сравнивается со минимально допустимым объемом по рынку. Такой метод используется для анализа деятельности хозяйствующих субъектов, своей деятельностью не влияющих на продукцию. Обычно, так производят контроль компаний, занимающихся перепродажей.
- Метод учета расходов. Производится учет изменяющихся затрат хозяйствующего субъекта и сопоставляется с аналогичными показателями на рынке. Применяется на финансовом рынке.
- В случаях, если предыдущие методы сложно использовать применяют методы сравнения операционной рентабельности, а также проводят анализ распределения прибыли у участников рынка, обладающими правами на интеллектуальную собственность.
К нарушителям закона, как правило, применяются штрафные санкции.