Типы систем государственного ценообразования
Ценообразование в широком смысле — это процесс формирования цены.
Различают две системы ценообразования:
- рыночная система
- централизованная государственное ценообразование.
Одним из самых главных принципов рынка является соотношение спроса и предложения. На базе данного принципа рынок формирует цену на товары. Под государственным ценообразованием понимается формирование цен через государственные органы.
В отличие от рыночной системы, такое формирование цены происходит искусственным путем.
Государство оставляет за собой право вмешиваться в процесс рыночного ценообразования в определённых сферах.
В России нет Федерального закона, в котором были бы регламентированы все вопросы, связанные с государственным регулированием цен. Нормативную базу в сфере ценообразования составляют отдельные акты. Примером могут служить Федеральные законы "об электроэнергетике", "о защите конкуренции", "о железнодорожном транспорте" и другие. А также некоторые указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
Итак, государство регулирует ценообразование в наиболее важных для общества сферах жизни, в основном в сфере услуг, которые оказывают организации различных форм правления, имеющие государственную долю уставного капитала, либо ведущие деятельность в особо важной общественной сфере.
Естественные монополии
Субъекты экономической системы ещё называют естественными монополиями.
Услуги естественных монополий:
- услуги электрической энергии;
- транспортировки нефти по магистральным трубопроводам;
- железнодорожные перевозки пассажиров и грузов, почты;
- услуги, предоставляемые в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Инфраструктурная сфера, на которой строится всё народное хозяйство государства существует в рамках естественно монопольной сферы.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления заключается в проведении политики цен. Она осуществляется с целью регулирования и контроля цен в народном хозяйстве и в сфере торговли.
Государственная политика в сфере контроля цен предполагает анализ практики применения стратегии ценообразования, а также надзор за исполнением требований установки тарифов, цен на определенные группы товаров, контроль за деятельностью монополий. Поэтому политика цен является важной составляющей экономической политики государства, соответственно играет достаточно весомую роль в рыночной экономике.
Государственная политика предполагает обязательное регулирование ценообразования. Уровень воздействия государства на процесс ценообразования зависит от состояния экономики в целом. Проще говоря, государство регулирует цены с целью создания таких условий, которые удовлетворят экономические потребности всех субъектов рыночных отношений, то есть покупателей, производителей и само государство.
Функции ценообразования
При осуществлении политики государственного регулирования цен происходит выполнение таких важных функций:
- регулирование уровня инфляции;
- надзор и регулирование цен на продукцию монопольных организаций;
- поддержка отечественного производителя;
- создание благоприятных условий для здоровой конкуренции;
- защита граждан от необоснованно высоких цен на свободном рынке и другие.
Регулирование цен государством происходит на всех уровнях власти, то есть на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также распространяется на предприятия и организации любой формы управления. На федеральном уровне ценообразование регулируется Федеральным аппаратом, на региональном уровне муниципальной властью.