Закон о бухгалтерском учете
От качества бухгалтерской информации зависит правильность решений, принимаемых внутренними и внешними пользователями. Именно поэтому данные учета должны быть обоснованными, достоверными, своевременными. Требования в отношении ведения учета, предоставления информации всем интересующимся пользователям регламентируется законодательством. Это не значит, что внешние пользователи имеют доступ ко всем учетным данным. Предприятию нет необходимости пускать «копаться в своих бумажках» поставщиков, инвесторов. Всем таким заинтересованным лицам будет доступна публичная бухгалтерская отчетность, составляемая на данных учета.
В разных странах разработкой правил, стандартов учета и отчетности занимаются разные объединения независимых профессионалов, аудиторов. В ряде стран эта функция принадлежит государственным органам. В России правила учета устанавливаются Министерством финансов, а закон о бухгалтерском учете и все его изменения принимаются Государственной думой.
Официальное определение бухгалтерского учета устанавливается в Федеральном законе №402-ФЗ от 06.12.11 года. В нем устанавливаются задачи и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
Согласно закона, Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В основе определения заложены характерные признаки учета.
Признаки учета
-
Бухгалтерский учет имеет ограничение в рамках одного предприятия, уже чем статистический учет, но более широк, чем оперативный.
-
Отражает всю информацию об имуществе, обязательствах, операциях. Для такого отражения непрерывен и сплошной, эти два условия не обязательны для статистического и оперативного вида учетов.
-
Объекты отображаются в стоимостной оценке, это условие тоже не обязательно для других видов учета.
Закон «О бухгалтерском учете» формулирует задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, и как следствие перед бухгалтером.
Задачи бухгалтерского учета
-
Формирование достоверной и полной информации о деятельности предприятия, о его имущественном положении.
-
Обеспечение информацией для контроля за законностью осуществляемых операций. В своей работе бухгалтерам необходимо придерживаться установленным нормам.
-
Предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности предприятия и изыскивать внутренние резервы для обеспечения своей финансовой устойчивости.
Практика показывает, что бухгалтерский учет решает еще и другие задачи:
-
формирование полной и достоверной информации, о деятельности предприятия и его структурных подразделений;
-
контроль наличия и движения имущества, материалов, топлива, персонала, финансов по нормам установленным законами РФ, нормами, сметами, нормативами;
-
контроль формирования и использования источников приобретения и создания имущества;
-
предотвратить потери и выявить резервы для повышения эффективности деятельности;
-
подготовить данные для формирования финансовой отчетности, используемой внешними пользователями с прямыми финансовыми интересами, и для государственных органов;
-
формировать себестоимость продукции предприятия, работ или услуг. Определение результатов от деятельности предприятия.
Ведение учета должно быть в строгом соответствии с требованиями нормативных актов, а, в первую очередь, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), методическими рекомендациями и инструкциями. При выявлении статей, противоречащих друг другу, приоритет отдается Закону РФ. Вся базовая методика учета основывается на принципе двойной записи. Этот метод, возникший в 13-14 веках, и был подробно описан Лукой Пачоли, остается неизменным, тонкости учета разными странами регламентируются по-разному.
Изменения в законодательстве
С 1 января 2014 Федеральный закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» действует в новой редакции. Изменения внесены на основании закона № 357-ФЗ. Этот закон ввел давно ожидаемы понятия такие как мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Ряд изменений коснулись повседневной работы бухгалтеров.
Оформление первичных документов. В прежней редакции было указано, что лица подписывающие первичный документ отвечали за правильность оформления сделок, операций, событий. В новой редакции – отвечают за оформление сделок, операций, событий. Правильность больше не упоминается. Ответственность за правильность подразумевает отдельный контроль. А это функция службы внутреннего контроля.
Документооборот. Дополнен п. 3 ст. 9 Закона №402-ФЗ. У лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни появилась новая обязанность – своевременно передать первичный документ для принятия к учету.
Формы первичных документов. П. 4 ст. 9 Закона №402-Фз. До 01.01.14 первичные формы утверждались руководителем. Теперь он формы «определяет». Руководителю нет смысла утверждать формы, разработанные Госкомстатом.
Основа для составления отчетности. П. 3 ст. 10, п. 1, ст. 13 Закона №402-ФЗ. Устанавливается, что отчетность формируется на основании: данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета и информации, определенной в стандартах – федеральных или отраслевых.
Введены понятия новых объектов. Введены новые термины – мнимые и притворные объекты. Отражение таких объектов нарушает достоверность отчетности. П.1 и 3 ст. 9 Закона №402-ФЗ. Лица, ведущие учет, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных документов. П. 1 ст.9, п. 2 и 3 ст. 10 Закона №402-ФЗ. Не должны приниматься к учету документы оформляющие факты не имевшие места в хозяйственной жизни.