Понятие рабочего времени
Рабочим временем считается время, на протяжении которого работником согласно правилам внутреннего распорядка и условиям трудового договора исполняются трудовые обязанности.
Режимом рабочего времени предусматриваются:
- продолжительность рабочей недели (пятидневная, шестидневная, с выходными согласно скользящему графику, неполная);
- график работы при условии ненормированного рабочего дня;
- продолжительность рабочего дня (смены);
- время начала, окончания работы, перерывов;
- количество смен в сутках;
- порядок чередования рабочих и нерабочих дней.
Положения режима рабочего времени являются частью правил внутреннего распорядка хозяйствующего субъекта.
Нормальной продолжительностью рабочего времени в неделю является 40 часов. Существуют нормы рабочего времени в виде сокращенной рабочей недели, например, для подростков (не старше 16 лет) – 24 часа в неделю, для инвалидов первой и второй групп – 35 часов и так далее.
Каждый работодатель несет обязанность осуществления учета фактически отработанного работником рабочего времени.
Порядок учета рабочего времени
Учет рабочего времени осуществляется посредством ведения одной из двух унифицированных форм первичной документации:
- табеля учета рабочего времени и расчеты оплаты труда (форма Т-12);
- табеля учета рабочего времени (форма Т-13).
Табельный учет рабочего времени представляет собой ежедневную регистрацию соблюдения режима рабочего времени (явка на работу, уход с работы, факты неявок на работу с указанием причин таких неявок, простой, факты сверхурочной работы и прочее).
При необходимости или по желанию работодателя форма первичной учетной документации для учета рабочего времени может быть разработана в организации самостоятельно, в настоящее время не установлены требования по обязательности применения унифицированных форм для этой цели.
Данные табельного учета представляют собой основу для начисления заработной платы, поэтому табели учета рабочего времени являются важнейшим первичным документом.
Порядок заполнения табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда (формы Т-12)
Данная форма первичной документации представляет собой комбинированный документ, предназначенный для решения двух задач.
Во-первых, в части учета рабочего времени документ предназначен для ежедневной регистрации явки / неявки работников организации на работу с фиксацией причин неявки. Эта часть документа представляет собой табель учета рабочего времени.
Во-вторых, в части расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется начисление заработной платы за отработанное время, а также выплаты неотработанного времени (пособия по временной нетрудоспособности, отплата ежегодного и иных отпусков и так далее). Эта часть документа представляет собой расчетную ведомость.
На практике использование второй части данного первичного документа крайне редко, что обусловлено следующими причинами:
- во-первых, табельный учет, как правило, ведется либо специальными работниками (табельщиками), либо руководителями структурных подразделений, в то время как начисление заработной платы осуществляется бухгалтерией (реже экономическим отделом);
- во-вторых, табель чаще всего заполняется вручную, а начисление заработной платы в условиях автоматизации учетной деятельности вручную уже не осуществляется.
На первой странице табеля указываются сведения о работодателе, такие как наименования организации и структурного подразделения. Также указывается номер документа и дата его составления.
Табель предназначен для ведения помесячного учета рабочего времени, таким образом, порядковый номер табеля совпадает с порядковым номером месяца, за который он ведется.
В унифицированной форме на титульном листе содержатся примеры условных обозначений, используемых для табельного учета (буквенных или цифровых), например, буква «Н» используется для обозначения работы в ночное время, цифры «01» – для обозначения факт временной нетрудоспособности и так далее. При необходимости список кодов может дополняться работодателем самостоятельно исходя из фактических потребностей организации. Общепринятые обозначения на титульной странице табеля не обозначены, например, буква «В», применяемая для обозначения выходных и праздничных дней, знак «Х», применяемый для обозначения лишних дней в месяце (табель рассчитан на максимальное количество дней в месяце, поэтому необходимо вычеркивать лишние дни в более коротких месяцах).
Непосредственно учет рабочего времени ведется в табличной части документа, где представлен список работников и для каждого работника предусмотрены 2 строки на все дни месяца. Работник, ответственный за ведение табельного учета, ежедневно проставляет отметки, характеризующие выполнение работником режима рабочего времени: в поле верхней строки указывается соответствующий код, в поле нижней строки – продолжительность отработанного времени. Например, запись «Я / 8» означает, что работник явился на работу и отработал 8 часов. При фиксации отсутствия работника на работе вторую строку можно не заполнять.
В том случае, если в табеле фиксируется и явки и неявки работников на работу, учет рабочего времени называется сплошным. Возможно ведение выборочного табельного учета путем фиксации только неявок на работу, однако этот способ считается менее наглядным и создающим предпосылки для ошибок.
По табелю дважды в месяц осуществляется подсчет отработанного времени и фактов неявок (по истечении половины месяца и по его окончании).
Табель подписывается лицом, ответственным за ведение табельного учета.
Порядок заполнения данного первичного документа ничем не отличается от порядка заполнения формы Т-12, за исключением того, что тут ведется только табельный учет, расчет заработной платы оформляется отдельными документами.