Понятие товарных операций
Товарные операции – это деятельность субъекта хозяйствования по покупке и реализации товаров.
В течение операционного цикла, торговые организации покупают и продают товар. Каждая операция с перемещением товаров создает совокупность товарных операций за определенный период.
Документальное оформление товарных операций
Каждая операция по движению товаров должна быть оформлена соответствующим документом.
Так, покупка товаров у производителей или поставщиков сопровождается оформлением товарной накладной. В этом документе, кроме реквизитов контрагентов, указываются:
- наименование товара;
- количество;
- цена;
- стоимость;
- сумма НДС (если продавец является плательщиком такого налога).
При условии, что продавец является плательщиком НДС, он должен выписать счет-фактуру на поставку товара, или его оплату (по первому событию).
Сумма НДС должна совпадать, как в счете-фактуре, так и в товарной накладной.
Покупка некоторых товаров требует наличия соответствующих сертификатов качества от производителя. Данный сертификат также выдается продавцом товаров.
Реализация товаров, также сопровождается оформлением товарной накладной и счета-фактуры.
Синтетический и аналитический учет товаров
На основании полученных или выписанных документов, бухгалтер должен отразить товарные операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Основным счетом, где учитываются товары, является счет 41, к которому могут быть открыты дополнительные субсчета:
- товары на складе;
- товары в рознице;
- товары под реализацией и т. д.
По дебету этих субсчетов отражается поступление товаров, а по кредиту их списание.
Аналитически, товары учитываются по каждому виду (сорту, наименованию и т.д.) Также аналитический учет может осуществляться по местам продажи или хранения товаров.
В торговых организациях, как правило, отдельно учитываются расходы, которые связаны с реализацией товаров. Такие расходы учитываются на счете 44. Это могут быть расходы:
- связанные с оплатой труда работников, занятых в торговле;
- плата за доставку товара;
- плата за содержание помещений, где хранятся или реализуются товары;
- и прочие затраты, которые прямо связаны с товарными операциями.
В бухгалтерской отчетности, такие расходы выделяются в коммерческие расходы, что отделяет себестоимость реализованных товаров от прочих расходов. Это дает возможность для качественного анализа себестоимости, выручки и валовой прибыли торговой организации.
Инвентаризация товаров
Для эффективной деятельности торговой компании, необходимо проводить инвентаризационные проверки. Инвентаризация, согласно законодательству – проводится как в обязательном порядке, так и на усмотрение руководства компанией. В числе случаев, когда инвентаризация требуется на законодательном уровне, следующие:
- в конце отчетного года, перед тем как формируется бухгалтерская отчетность;
- в случаях смены материально-ответственных лиц;
- в случаях фактов краж, стихийных бедствий.
Однако, в крупных торговых компаниях с высокими показателями товарооборота, необходимо проводить такие проверки гораздо чаще. Такие проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Результатами таких проверок могут быть:
- недостачи определенных видов товаров;
- излишки определенных видов товаров;
- пересортица товаров.
Если были обнаружены недостачи, то устанавливаются виновные лица, с которых впоследствии удерживается стоимость утраченных товаров. Если же виновные лица не установлены, или их нет (при стихийных бедствиях), то сумма недостачи составляет дополнительные расходы предприятия.
Излишки приходуются на учет в торговых организациях.
Стоит отметить, что при пересортице, также отдельно списываются недостачи и отдельно приходуются излишки.