В разных странах консолидированная отчетность по составу различается. Составляется такая отчетность на основании форм, разрабатываемых головной организацией. Типовые формы отчетности могут быть при этом дополнены статьями и данными, которые необходимы заинтересованным пользователям.
Головной организацией устанавливаются объем, порядок и сроки представления информации и форм отчетности. Она должна быть представлена дочерними и зависимыми обществами с учетом требований от учредителей с целью формирования сводной информации по группе.
Состав консолидированной отчетности для российских организаций
Для российских организаций состав консолидированной отчетности регламентирован ПБУ 4/99 «Бухгалтерской отчетности для организации» с включением нормативной документации:
- консолидированный бухгалтерский баланс;
- отчет по прибыли и убыткам;
- пояснения к консолидированному отчету по доходам и расходам и бухгалтерскому балансу.
В ситуации, когда вложения основного общества в дочернее составляют менее 100% уставного капитала, в консолидированной отчетности выделяют долю меньшинства. При этом в чистых активах долю меньшинства составляют сумма на дату первоначального объединения и сумма доли меньшинства в изменении (приросте) капитала организации.
Особенности составления консолидированной отчетности для организаций
Если при составлении баланса дочернего или зависимого общества предусмотрена иностранная валюта, в российскую он пересчитывается, согласно установленным правилам:
- пересчет стоимости пассивов и активов, величины прибыли и расходов производится в соответствии с курсом Банка России, последним по времени котировки в отчетном периоде;
- курсовые разницы, которые появляются вследствие пересчета стоимости пассивов и активов, показателя прибыли и расходов, отражает консолидированный бухгалтерский баланс в составе добавочного капитала и в пояснительной записке к отчетности (консолидированной);
- пересчет показателей доходов и расходов (выполняется с использованием курсов, актуальных на соответствующие даты проведения финансовых операций в иностранной валюте);
- все операции по составлению консолидированной отчетности осуществляются расчетным путем в процессе ее формирования).
В пояснении к консолидированному бухгалтерскому балансу и отчету по прибыли и убыткам раскрывается информация о:
- дочерних обществах (полное наименование);
- месте госрегистрации и ведении хоздеятельности;
- доли участия головной организации в дочернем обществе;
- доли уставного капитала, принадлежащего головной организации;
- стоимостной оценке степени влияния на финансовое положение группы за счет приобретения дочерних и зависимых обществ на отчетную дату;
- перечне зависимых обществ (при указании полного наименования, места ведения хоздеятельности, величины уставного капитала, доли принадлежащих головной организации голосующих акций).
Головная организация в пояснительной записке делает расшифровку собственных вложений в разрезе каждого зависимого общества (раздел о финансовых вложениях):
- информация о наименовании зависимого общества и его юр адресе;
- данные относительно величины уставного капитала;
- информация о доле главной организации в общей сумме вклада.
В пояснительную записку к консолидированной отчетности включены также объяснения тех ситуаций, когда показатели дочерних обществ (и зависимых) отражены в консолидированной отчетности как финансовые вложения.
Консолидированную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер головной организации или специалист по бухгалтерскому учету.
Подготовка консолидированной отчетности и принципы ее составления
Подготовка консолидированной отчетности требует соблюдения принципов, обеспечивающих достоверность ее данных и сопоставимость показателей, к таковым относятся принципы:
- Информационной полноты (с требованием о включении в консолидированную отчетность всех пассивов, доходов, активов и расходов головной (а также дочерних) организаций в полном объеме, в независимости от доли головной организации).
- Единства методики оценки статей баланса (оценочной унификации). При составлении сводной отчетности применяется единая учетная политика относительно аналогичных статей обязательств и имущества.
- Единого отчетного периода, предусматривающий составление консолидированной отчетности на дату отчета головной компании за один и тот же отчетный период.
- Единой валюты. В качестве единой стандартно принимается валюта отчетности головной организации.
- Продолжительности применения методов консолидации. Формы представления отчетности и методы консолидации должны использоваться продолжительное время (от одного отчетного года к следующему).
- Существенности информации, подразумевающий включение в отчет только существенную для пользователей информацию.
- Рациональности. Данный принцип предполагает включение в консолидированный отчет данных о дочернем предприятии только в случае непротиворечия требованию рациональности ведения бухучета.