Сущность инвентаризации, а также регулирование порядка ее подготовки и проведения на законодательном уровне
Инвентаризация - это проверка наличия и сохранности активов хозяйствующей единицы, состояния источников их финансирования на конкретную дату (дату проведения инвентаризации) посредством сравнения фактического наличия и состояния активов и обязательств и данных, отраженных в бухгалтерском учете экономического субъекта.
Говоря более простым языком инвентаризацию можно называть пересчетом фактически имеющегося у организации имущества. Инвентаризация проводится специализированно сформированной комиссией, в состав которой входят штатные сотрудники хозяйствующей единицы.
В результате реализации инвентаризации могут быть выявлены следующие факты:
- Факт равенства между фактическим остатком и сведениями бухгалтерского учета;
- Факт наличия излишков;
- Факт наличия недостач.
Таким образом, инвентаризация представляет собой один из наиболее эффективных методов контроля за сохранностью активов (имущества) хозяйствующей единицей. Как правило, специалисты выделяют плановую (реализуемую согласно утвержденного графика проведения) и внеплановую (реализуемую вне графика) инвентаризацию, а также полную (пересчет всего имущества) и частичную (пересчёт лишь части имущества) инвентаризацию.
Стоит отметить, что сроки и порядок проведения инвентаризации утверждаются руководством хозяйствующей единицы.
Порядок проведения инвентаризации и оформления результатов ее проведения регламентируются в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Постановлением ГК РФ по статистике №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Оформление результатов проведения инвентаризации
В ходе проведения инвентаризации активов, как было отмечено ранее, могут быть выявлены как излишки, так и недостачи. Излишки согласно действующих регламентирующих документов относят на финансовый результат деятельности хозяйствующей единицы. Как правило, выявление излишков сопровождается проведением служебного расследования с установлением виновных лиц (чаще всего материально-ответственные лица). Результаты инвентаризации в обязательном порядке должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором была реализована инвентаризация.
Если в результате осуществления инвентаризации были выявлены недостачи, то также должно быть проведено служебное расследование с последующим установлением виновных лиц. В случае выявления хищений имущества хозяйствующей единицы должно быть сформировано заявление в следственные органы по факту такого хищения, в результате которого в случае установления виновных лиц с последних взыскивают сумму причиненного ущерба. Однако, стоит отметить, что виновные лица могут быть не выявлены.
Также в результате осуществления инвентаризации может быть выявлена пересортица, которая представляет собой ситуацию наличия имущества однородной группы, однако существуют излишки ценностей одного вида при наличии недостач ценностей другого типа. Такие несоответствия регулируются посредством взаимного зачета существующих излишков и недостач. При этом для осуществления взаимного зачета пересортица должна быть выявлена в одном отчетном периоде, характеризоваться количественным равенством излишков и недостач.
По результатам инвентаризации оформляют акт инвентаризации и сличительную ведомость.