Общие сведенияоб аудите как о способе проверки использования бюджетных средств
В Российской Федерации в основе бюджетного процесса, сформированного после проведённых в начале 2000-х гг. реформ, лежит жесткая регламентация расходов федерального бюджета и централизованное бюджетно-сметное планирование. Фактически эти принципы реализуются благодаря применению в процессе управления бюджетными средствами детализированной бюджетной классификации.
В связи с этим существенно осложнилось осуществление бюджетного процесса, что, в свою очередь, потребовало усиления контроля эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств. Удовлетворить эту потребность призвана такая форма контрольных мероприятий, как аудит эффективности, который давно используется за рубежом в процессе контроля за исполнением бюджета государства вместо традиционных в прошлом проверок.
В нашей стране право на проведение проверок эффективности расходования бюджетных средств и заключение по их итогам соответствующих выводов принадлежит Счётной палате РФ (на федеральном уровне), а также контрольно-счётным палатам субъектов Федерации (на региональном уровне) и муниципальных образований (на местном уровне).
Аудит эффективности бюджетных средств представляет собой форму государственного финансового контроля, который позволяет оценить эффективность деятельности подконтрольных объектов (органов власти, их служащих, подведомственных учреждений), исполняющих функции государства и использующих для этого бюджетные средства, и разработать предложения по её повышению.
Аудит эффективности использования бюджетных средств можно рассматривать в качестве комплекса мероприятий, осуществление каждого из которых направлено на решение собственных задач, обеспечивающих в совокупности достижение главной цели проведения аудита. Поэтому можно говорить о существовании таких направлений аудита эффективности, как:
- проверка экономности (целесообразности) расходования бюджетных средств;
- проверка законности их использования;
- проверка результатов, достигнутых подконтрольными органами, путём их сравнения с плановыми (нормативными) значениями.
В обобщённом представлении контролю в данном случае подлежит почти весь государственный сектор экономики, который пронизан многочисленными связами по распределению аккумулированного национального продукта. В частности, подконтрольными объектами признаются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, признающиеся распорядителями бюджетных средств, а также унитарные предприятия и учреждения (бюджетные, казенные, автономные), которые выступают в роли бюджетополучателей.
В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед контрольными органами, могут значительно различаться (как по форме, так и по содержанию) проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности. Однако любая проверка всё равно должна давать конкретные результаты, которые могут проявляться через:
- повышение ответственности должностных лиц за использование бюджетных средств;
- решение наиболее важных в настоящее время проблем государственного управления;
- повышение эффективности деятельности государственных органов и получателей бюджетных средств;
- содействие эффективному использованию бюджетных средств.
Характеристика основных этапов проверки эффективности использования бюджетных средств
Как показывает практика, провести аудит эффективности использования бюджетных средств – это сложная задача (даже в сравнении с финансовым аудитом). Для её решения необходимо привлечь высококвалифицированных специалистов и затратить большие объёмы финансовых и временных ресурсов.
Процесс проведения аудита эффективности использования средств государственного бюджета можно представить в виде следующих этапов:
- планирование аудита – определение тематики, проблем, целей, задач аудита, выбор методов и нормативов эффективности;
- проведение аудита – сбор необходимой информации и фактических данных для получения аудиторских доказательств;
- подготовка отчета о результатах, полученных в ходе проведения аудита.
Этап планирования аудита можно разбить на два крупных комплекса действий – стратегическое планирование, в ходе которого составляется стратегический план контрольных мероприятий на 3-5 лет, и текущее планирование, которое осуществляется ежегодно на основе стратегического плана. Именно в процессе текущего планирования определяются конкретные темы и объекты проверок. Их выбор обуславливается их социально-экономической значимостью, объёмом средств, направляемых в подлежащую проверке сферу, наличием рисков в ней, результатами прошлых проверок и т.п.
В результате планирования должна быть разработана программа проведения аудита, в которой должны быть отражены все его ключевые стороны: цель, объект, методы, сроки, аудиторы и т.д.
Эффективность использования бюджетных средств оценивается посредством расчёта двух видов показателей – характеризующие прямые результаты деятельности объектов контроля (соотношение затрат и результатов) и отражающие косвенное влияние на социальные результаты их деятельности. Фактические показатели сравниваются с нормативными, на основе чего аудиторы делают выводы об эффективности использования бюджетных средств. Они находят отражение в аудиторском заключении (отчёте о результатах аудита), который впоследствии используется для подготовки решений, нацеленных на устранение выявленных отклонений.