При строительстве будут вводится в эксплуатацию здания, сооружения и все относящееся к ним оборудование, инженерные сети, объекты внешнего благоустройства. Процесс строительства плановый, его осуществление идет на базе строительных смет, определяется источниками финансирования, завершается весь процесс вводом в эксплуатацию, после этого затраты на строительство становятся первоначальной стоимостью основного средства.
Работы, относящиеся к строительным
- возведение, реконструкция и расширение постоянных и временных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу;
- устройство и разборка подкрановых путей;
- сооружение внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения;
- устройство оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование;
- озеленение и благоустройство территории застройки, а также поселков и городов;
- другие строительные работы.
Монтажные работы
- сборка и установка различного оборудования на место его постоянной эксплуатации
- устройство подводок воды, воздуха, пара и т.п. к оборудованию;
- изоляция и окраска оборудования и трубопроводов;
- другие работы.
К затратам на формирование первоначальной стоимости, объекта строительства относятся: затраты на строительные работы, монтаж оборудования, приобретение оборудования, приобретение инструмента, инвентаря, другие расходы утвержденные строительной сметой.
- Дт $08-3$ – Кт $60$ – отражаются затраты застройщика-заказчика, строительство ведет подрядчик.
- Дт $19$ – Кт $60$ – на сумму НДС, указанную в счете подрядной организации.
Учет операций капитального строительства регулируется ПБУ $2/94$ «Учет договоров на капитальное строительство». Затраты на строительство группируются в зависимости от технологической структуры.
Рекомендуемая структура расходов
- строительные работы;
- работы по монтажу оборудования;
- приобретение оборудования, сданного в монтаж;
- приобретение оборудования, не требующего монтажа;
- приобретение оборудования, требующего монтажа;
- прочие капитальные затраты.
Строительные работы выполняются силами подрядных организаций или собственными силами. В первом случае все работы ведутся на основании договора подряда. Все выполненные строительные работы отражаются по счету $08$, в размере договорной стоимости, отражаются на основании принятых или оплаченных счетов, от подрядной организации.
Расчеты заказчика и подрядчика осуществляются:
- промежуточными платежами, по мере выполнения этапов работ, основанием будет акт приемки,
- по завершении строительства, на основании акта государственной комиссии.
Если строительство осуществляется предприятием самостоятельно, по счету $08-3$ «Строительство объектов основных средств», каждый объект учитывается отдельно, с открытием своего субсчета.
Аналитический учет
Аналитические счета учитывают фактические затраты, для этого рекомендованы такие статьи как:
- «Материалы»;
- «Оплата труда, и социальные отчисления»;
- «Затраты на эксплуатацию строительных машин»
- «Накладные расходы»
- «Прочие затраты».
Предприятие может самостоятельно расширять статьи затрат на осуществление строительных работ, обоснованием будет экономическая целесообразность принятых объектов учета. Расходы на осуществление строительных работ относят в дебет счета $08-3$, при этом, составляются следующие проводки:
$Dт-08-3$ Кт-$10$, $69$, $70$, $25$, $26$ и т.д.
При поступлении оборудования для монтажа его приходуют по фактической стоимости приобретения на счет $07$, при этом
$Dт-07$ Кт-$60$
Отдельно проводят сумму НДС
$Dт-19$ Кт-$60$
Расходы по приобретению оборудования складываются из стоимости, транспортных расходов, заготовительно-складским расходам.
Первичный учет движения оборудования ведется в порядке установленном для учета материально-производственных запасов, для этого используются первичные документов предназначенных специально для учета оборудования:
- форма $N$ $OC$-$14$ "Акт о приеме (поступлении) оборудования",
- форма $N$ $OC$-$15$ "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж",
- форма $N$ $OC$-$16$ "Акт о выявленных дефектах оборудования".
Если заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации, по оформляется это актом $OC$-$15$, оборудование при этом учитываться у заказчика на счете $07$, а у строительной организации оборудование принимается на забалансовый счет $005$ «Оборудование принятое для монтажа». После сдачи оборудования в монтаж, оформленное справками о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ заказчик записывает стоимость оборудования на счет $08-3$.
$Dт-08-3$ Кт-$07$
В бухгалтерском учете застройщика оборудование сданное в монтаж отражается по счете $08-3$ на сумму фактических расходов, начиная с месяца в котором начали работы по установке оборудования на постоянное место эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, межэтажному перекрытию и другим конструкциям здания). Либо с начала укрупнительной сборки оборудования. Оборудование, переданное в монтаж также списывается проводкой
$Dт-08-3$ Кт-$07$
Отражение на счете $08-3$ осуществляется по фактическим расходам. При завершении строительных работ, при момент приемки объекта комиссией, его зачисляются в состав основных средств предприятия:
$Dт-01$ Кт-$08-3$
На основании акта формы $KC-14$ «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией» в сумме фактических расходов на строительство данного объекта.
В целях налогового учёта, согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления облагается налогом на добавленную стоимость.
В пункте 2 ст. 159 НК РФ установлено, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. А фактические затраты организации на строительство отражены на счёте $08$ "Вложения во внеоборотные активы" (субсчёт $08-3$ "Строительство объектов основных средств").
На основании ст. 171 НК РФ суммы НДС, начисленные на стоимость строительно-монтажных работ, включая НДС по приобретённым материалам, после ввода объекта в эксплуатацию и принятия его на учёт подлежат возмещению из бюджета виде налоговых вычетов. При этом, возмещение НДС отражается проводкой:
Дт $68$ – Кредит счёта.