Законодательное регулирование инвентаризации
В Российской Федерации, инвентаризация является обязательным методом бухгалтерского учета и предполагает инвентаризацию любого имущества предприятия в таких случаях как:
- по окончании отчетного периода, перед формированием годовой бухгалтерской отчетности;
- при реализации объектов основных средств, или передача их в аренду, лизинг и т.д.
- когда в организации происходит смена материально-ответственных лиц
- если на предприятии имели место хищения, порча оборудования и т.д.
- в случае различного масштаба стихийных бедствий (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.)
Методика проведения инвентаризации определена в Приказе Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N№ 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Порядок инвентаризации основных средств организации приведен в третьей главе (п. 31-3.7).
Основываясь на данных методических указаниях, процесс инвентаризации можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
Этапы инвентаризации основных средств
-
Подготовительный этап
Перед началом основного этапа инвентаризации, проверяющие (инвентаризационная комиссия) должны ознакомиться с перечнем учтенных в организации основных средств. Для этого проверяется:
-
Наличие и правильность оформления регистров учета основных средств
- инвентарных карточек, заполненных на каждый объект основных средств;
- инвентарных описей по объектам основных средств;
- инвентарных книг по объектам основных средств;
- и т.д.
-
Наличие и должный вид технических паспортов на оборудование, технику, автомобили и т.д.
-
При использовании в хозяйственной деятельности предприятия арендованных основных средств, проверяется наличие соответствующих документов переданных в аренду (акты-приема передачи).
На данном этапе при обнаружении расхождений в документах, все неточности исправляются. Например, несоответствие данных в техническом паспорте на оборудование и инвентарной карточка, которая была заполнена на данное оборудование.
-
-
Этап проверки фактического наличия основных средств на предприятии
На данном этапе, проверяющие производят осмотр и техническое состояние, фактически имеющихся основных средств в организации. Результаты осмотра, проверяющие заносят в инвентаризационные описи, или акты инвентаризации, в зависимости от объемов инвентаризируемого имущества и других факторов.
-
Этап сопоставления фактического наличия объектов основных средств с учетными данными
В данных документах отражается фактическое наличие основных средств в организации и их учетное количество, которое отражено в регистрах бухгалтерского учета и отчетности.
В случае расхождений, членами инвентаризационной комиссии составляются сличительные ведомости, на основании который выявляются недостачи или излишки объектов основных средств.
Кроме несоответствия фактического наличия учетным данным, расхождения могут быть:
- из-за завышения или занижения учетной оценки объектов основных средств;
- из-за несоответствия критериям признания имущества в качестве основного средства;
- из-за несоответствия фактического состояния объекта основных средств, отраженным в учете (неисправность, частичная неисправность и т.д.).
-
Этап составления протокола инвентаризации
На данном этапе инвентаризационной комиссией составляется протокол проведенной инвентаризации. Данные документ должен быть подписан директором, или уполномоченных лицом организации, а в бухгалтерском учете должны быть оформлены соответствующие операции. То есть, внесены в учет излишки объектов основных средств, списаны недостачи, произведена переоценка и т.д.
В некоторых случаях, для проведения бухгалтерских операций необходимы дополнительные справки-расчеты, например для определения рыночной цены не учтенного объекта основных средств и т.д.
Важно, чтобы все бухгалтерские операции были оформлены в том периоде, в котором фактически была проведена инвентаризация (закончена). Если инвентаризация проводилась как обязательная годовая инвентаризация основных средств, то ее результаты должны отразиться в годовой отчетности организации.