Система управления оборотными активами – это часть общей финансовой стратегии фирмы. Она заключается в формировании необходимого состава и объема оборотных активов, оптимизации и рационализации структуры источников их финансирования.
Принятие управленческих решений по повышению эффективности политики формирования оборотных активов в будущем требует определенной ориентации на общие стратегические цели предприятий. Определению долгосрочной направленности развития торговых предприятий способствует исследования динамики розничного товарооборота за длительный промежуток времени.
Классификация оборотных активов фирмы
Управление оборотными активами фирмы осуществляется по следующим этапам:
- анализ оборотных активов фирмы в предыдущем периоде;
- выбор организации создания оборотных активов предприятия;
- оптимизация объема оборотных активов; оптимизация соотношение переменной и постоянной частей оборотных активов;
- обеспечение нужной ликвидности оборотных активов; обеспечение
- необходимой рентабельности оборотных активов;
- выбор форм и источников для финансирования оборотных активов.
В экономической и финансовой литературе рассматриваются следующие признаки классификации оборотных активов: по сфере использования и по характеру участия в операционном процессе. По сфере использования оборотные активы распределяют на те, что участвуют в его внутреннем обороте, и те, которые функционируют за его пределами. Так, во внутреннем обороте предприятия используются различные виды запасов, денежные средства, а за пределами - дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения. Такой подход, на наш взгляд, не является обоснованным в силу того, что оборотные активы постоянно находятся в круговороте и на всех его этапах одновременно. Одни элементы переходят в другие, их движение обеспечивает как внутренние процессы на предприятии, так и внешние связи, что требует интегрированного подхода к управлению ими.
Рисунок 1. Классификация оборотных активов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Более важным с точки зрения управления является группировка оборотных активов по характеру участия в операционном процессе предприятия.
Оборотные активы дифференцируются таким образом:
- для производственного цикла организации (запасы сырья,
- материалов, полуфабрикатов, объем незавершенного производства);
- обслуживающие цикл продаж (запасы готовой
- продукции, товарные запасы);
- для финансового цикла организации (дебиторская
- задолженность и др.).
Производственный цикл составляет период, начиная с момента поступления сырья, различных материалов, полуфабрикатов и заканчивая моментом изготовления готовой продукции. Торговый цикл, который присущ торговым предприятиям, представляет период оборота товарных запасов, начиная с момента поступления и заканчивая моментом отпуска товара покупателям.
Уровень и разнообразие видов риска, которыми характеризуются различные составляющие оборотных активов тесно связаны с возможностями получения дохода.
Это требует дифференцировки элементов оборотных активов по степени доходности на высокодоходные, к которым следует отнести товарные запасы, меньше уровень доходов приносит дебиторская задолженность, низким уровнем доходности характеризуются краткосрочные финансовые инструменты, денежные средства не являются источником прибыли.
Синтез признаков риска и доходности различных составляющих оборотных активов позволил Р. Бугрименко, ученому ХДУХТ, разделить их по уровню ценности на отдельные группы, определяющие количественную величину риска нереализации, источники риска нереализации, возможен эффект от реализации.
С учетом вышеизложенного, оборотные активы целесообразно разделить на три группы по уровню возможной ценности с позиции ликвидности предприятия:
- минимальной возможной ценности (все оборотные активы предприятия могут быть реализованы на сторону по договорным ценам) - средней возможной ценности (оборотные активы могут быть реализованы без ущерба для предприятия);
- потенциально высокой возможной ценности (в условиях инфляции цена ресурсов повышается из-за наличия спроса на них).
К первой группе относятся нереализованные товарные запасы низкого спроса, дебиторская задолженность предприятий, просроченная и др. через внешние условия, сложившиеся реализация предприятием активов данной группы возможна только в малом количестве.
Функции управления оборотными активами
В функции управления оборотными активами следует отнести следующие:
- контрольная - реализация этой функции связана с созданием системы постоянного контроля за объемами оборотных активов и, в результате, по состоянию ликвидности и платежеспособности предприятия.
- стабилизирующая - в процессе реализации этой функции должен обеспечиваться достаточный уровень ликвидности и платежеспособности предприятия, что немаловажно для стабильного его функционирования и дальнейшего развития;
- аналитическая - реализация этой функции обеспечивает проведение постоянного анализа состояния оборотных активов и всех их составляющих, сравнения объемов оборотных активов с текущими обязательствами, исследования их динамики, осуществления анализа факторов, влияющих на состояние оборотных активов.
Стратегия и тактика управления оборотными средствами должны обеспечить решение двух важных задач: обеспечение платежеспособности и приемлемого объема, общей структуры и рентабельности активов.
Политика управления оборотными активами
Политика управления оборотными активами важна, прежде всего, с позиции эффективности и обеспечения непрерывности текущей деятельности торгового предприятия. Изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, поэтому оба экономических объекта обычно рассматриваются совместно. То есть процесс управления активами состоит из двух взаимосвязанных этапов:
- управление процессом их формирования (определения общего объема,
- потребности и оптимизация структуры);
- управление процессом их финансирования (оптимизация источников финансовых ресурсов).
Рисунок 2. Управление оборотными активами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сложность, важность и индивидуализация управления мобильными средствами предприятий, определяются значительным объемом финансовых ресурсов, инвестируются в оборотные активы, многообразием их видов и конкретных разновидностей, высокой динамикой трансформации, ролью в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, рентабельности и других показателей финансовой деятельности фирмы. Если процесс финансирования оборотных активов лежит в плоскости только финансового менеджмента, то процесс формирования оборотных активов вытекает из целей и задач операционного менеджмента. Механизмы их реализации и комплекс этих задач должны находить отражение в политике создания оборотных активов, может рассматриваться как самостоятельный элемент в системе управления и имеет соответствующие объекты, цели и методы.