Понятие государственного финансового аудита
Государственный финансовый аудит представляет собой профессиональную деятельность, конечная цель которой – оптимизация эффективности управления государственными финансами.
Государственный финансовый аудит имеет широкую функциональность и его основное назначение – это контроль и оценка расходования финансов в отдельных органах и учреждениях государственного сектора.
Задачи государственного финансового аудита
Исходя из основной цели, государственный финансовый аудит выполняет ряд определенных задач:
- Проверка соответствия планам и сметам расходования бюджетных финансов различными бюджетными учреждениями.
- Проверка целесообразности предоставляемых бюджетополучателями целевых программ и контроль их исполнения.
- Обеспечение возврата бюджетополучателями неиспользованных бюджетных финансов.
- Проверка законности исполнения финансовых операций бюджетополучателями.
- Проверка своевременного и полного формирования различных целевых фондов бюджетополучателями.
Основные принципы проведения государственного финансового аудита
Выполняя задачи государственного финансового аудита, необходимо постоянно придерживаться определенных принципов:
- Плановость. Данный принцип подразумевает составления плата такого аудита и точного следования ему.
- Системность. Данный принцип подразумевает определенные интервалы между проверками тех или иных субъектов-бюджетополучателей.
- Непрерывность. Не допускается проводить государственный финансовый аудит по частям с интервалами времени. Необходимо проводить проверку одним непрерывным процессом.
- Законность. Все аудиторские процедуры при государственном финансовом аудите должны отвечать нормам действующего законодательства в части проведения аудита. С другой стороны, необходимо проверять деятельность бюджетополучателей на предмет законности проводимых операций с финансами.
- Объективность. Аудитор должен быть беспристрастным и объективным при проверке деятельности по исполнению бюджета бюджетополучателями.
- Независимость. Аудитор по результатам аудиторской проверке финансов, выражает собственное и независимое мнения о характере исполнения целевых программ у бюджетополучателей.
- Гласность. Результаты государственного финансового аудита в обязательном порядке должны быть преданы огласке, так как бюджетные средства – это национальные финансовые ресурсы, к образованию которых причастны граждане государства.
- Контроль. Государственный финансовый аудит выполняет функцию контроля при проведении проверок, что необходимо учитывать при проверке каждой операции у бюджетополучателя.
Нормативное регулирование государственного финансового аудита
Основным законодательным документом, на который опираются аудиторы, является Федеральный Закон «О счетной палате РФ».
В частности, статья 9 данного Закона подробно регламентирует деятельность аудиторов, требования к ним, их обязанности и полномочия. Статьи 19-23 отдельно регулируют проведения аудиторских проверок по разным направлениям и объектам. Статья 24 отдельно регламентирует порядок предоставления экспертизы по проверяемым объектам и порядок составления аудиторского заключения.
Порядок проведения государственного финансового аудита
Государственному финансовому аудиту присущ определенный порядок проведения проверки:
- Документальная проверка достоверности и целевого назначения различных финансовых операций.
- Проверка состояния бюджетного учета на объектах проверки.
- Проверка достоверности показателей бюджетной отчетности.
- Проверка целевого назначения расходования вверенных учреждению бюджетных средств.