Понятие аудита нематериальных активов
Аудит нематериальных активов представляет собой проверку состояния учета нематериальных активов на предприятии.
Далеко не каждое предприятие имеет на балансе нематериальные активы, которые могут быть представлены:
- различными правами (на использование товарного знака, на аренду помещения, на участие в чем-либо и т.д.);
- патентами;
- свидетельствами;
- договорами уступки;
- охранными документами и т. д.
Поэтому аудит нематериальных активов мало распространен на отечественных предприятиях.
Особенность аудита нематериальных активов состоит в их признаках, ключевым из которых является отсутствие материально-вещественной структуры.
Этапы аудита нематериальных активов
Аудит нематериальных активов осуществляется в три этапа.
На первом этапе аудитор собирает первичную информацию об объекте аудита. Так, аудитор изучает положения учетной политики предприятия в части учета нематериальных активов.
В частности он выделяет:
- Порядок и критерии признания актива нематериальным, в данной организации.
- Установленный метод амортизации нематериальных активов.
- Порядок синтетического и аналитического учета нематериальных активов и их амортизации.
- Порядок учета нематериальных активов при их выбытии или списании.
- Порядок документального оформления учета нематериальных активов.
- Порядок отражения в учетных регистрах и отчетности нематериальных активов.
После изучения схемы учета данного объекта аудита, аудитор оценивает систему контроля учета нематериальных активов. Затем, аудитор определяет план и программу аудита, предварительно рассчитав уровень существенности и оценив аудиторские риски.
На следующем этапе, аудитор шаг за шагом проверяет все элементы учета нематериальных активов в аудируемой организации.
Прежде всего, он проверяет имеющиеся на балансе нематериальные активы на признаки их соответствия, которые утверждены ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Так, исходя из положений данного документа, аудитор фиксирует в рабочей таблице следующие критерии нематериального актива:
- Отсутствие физической формы.
- Возможность выделения из других активов (идентификации).
- Непосредственное использование в хозяйственной деятельности.
- Использования сроком не менее одного года.
- Способность принести организации экономические выгоды.
- Отсутствие изначального намерения их продать.
- Соответствующее документальное оформление.
Далее, аудитор проверяет сплошным или выборочным способом, порядок учета нематериальных активов на счетах учета. Аудитор определяет корректность отражения стоимости данных активов на соответствующих синтетических счетах и их аналитический учет. При проверке начисления амортизации, аудитор делает арифметическую проверку правильности расчета износа.
Кроме того, аудитор проверяет в корреспонденции с какими счетами расходов, бухгалтер начисляет амортизацию. Например, если нематериальный актив участвует в производственной деятельности, то счетом расходов будет счет 20 «Основное производство».
Также аудитор проверяет отражение движения нематериальных активов при их выбытии или списании.
Далее, аудитор сопоставляет данные на счетах учета и в регистрах данным в бухгалтерской отчетности.
Весь процесс аудита на втором этапе, аудитор фиксирует в рабочих документах аудитора. Это рабочие таблицы, «опросники», анкеты, оценочные листы и т.д.
На третьем этапе, аудитор подводит конечные итоги выполненной работы. На основании записей в рабочих документах, он формирует аудиторское заключение, в котором отражается его профессиональное суждение о качестве учета нематериальных активов.