Экономическая сущность бизнес-планирования
Современные экономические условия диктуют компаниям новый подход к планированию внутри фирмы. Процессы вхождения экономической системы в рыночные взаимоотношения, деятельность хозяйствующих субъектов в конкурентных, постоянно изменяющихся условиях требуют от каждого менеджера, предпринимателя, бизнесмена совершенствования своей предпринимательской деятельности. Им приходится находить модели и формы планирования, обеспечивающие максимальную эффективность управленческих решений. Самым оптимальным вариантом реализации таких решений является бизнес-планирование.
С помощью бизнес-плана предприниматели могут продумать свою стратегию, соизмерить энтузиазм с реальностью, а также выявить существующие ограничения. Бизнес-план помогает избежать потенциальных ошибок, таких как: недостаточность капитала для реализации проекта, отрицательный баланс, неверный подбор кадрового состава, неправильное определение месторасположения компании и др.
Результаты мировой практики показывают, что многие предприятия терпят убытки только лишь из-за того, что неправильно были спрогнозированы внешние изменения и недостаточно оценены возможности фирмы.
Овладение техникой составления бизнес-планов на сегодняшний день является актуальной задачей большинства предпринимателей.
Под бизнес-планированием понимается специфический вид деятельности, входящий в состав единой функции планирования, который удовлетворяет потребности любой компании в выражении ясных целей развития и программы их достижения.
Бизнес-планирование применяется для:
- Снижения отрицательного эффекта неопределенности и внешнего воздействия;
- Сосредоточения внимания на ключевых задачах;
- Достижения экономического функционирования;
- Способствования интеграции деятельности подразделений фирмы в достижении общей цели;
- Облегчения контроля за достижением планов.
Разработка бизнес-плана может вестись как по заданию на его составление, так и по собственной инициативе.
Принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование осуществляется согласно следующим принципам:
- Принцип единства – заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении. Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия.
- Принцип участия – каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности. Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает.
- Принцип непрерывности – процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством. Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения.
- Принцип гибкости – наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств.
- Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности.
- Принцип обязательности выполнения – принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании.
Система бюджетирования в бизнес-планировании
Главным инструментом бизнес-планирования является сметное планирование. В рыночных условиях хозяйствования данный вид планирования рассматривается в качестве системы бюджетирования, т.е. организационно-экономического комплекса системы управления организацией, который заключается в разработке бюджетов.
К целям составления бюджетов относятся:
- Выработка концепции ведения различных бюджетов;
- Планирование финансовой и хозяйственной деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период;
- Оптимизация издержек и прибыли компании;
- Согласование деятельности подразделений фирмы;
- Оценка и контроль работы руководителей;
- Определение потребности в финансовых ресурсах и оптимизация денежных потоков.
Бюджеты могут быть следующих видов:
- Бюджет продаж, который показывает объемы продаж, цены и выручку для каждого вида продукции. Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании.
- Бюджет прямых материальных расходов.
- Бюджет расходов на заработную плату – разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия.
- Бюджет накладных издержек – состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т.д. Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная – с использованием нормативного метода, учитывая корректировки на процессы инфляции.
- Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат.
- Бюджет денежных ресурсов – отражает будущие расходы и поступления денежных средств.
- Бюджет капитальных вложений – представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей.
- Бюджеты прибылей и убытков составляются с целью определения финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и налогов на прибыль.
- Бюджет пассивов и активов – является прогнозным бухгалтерским балансом, при анализе которого можно определить неблагоприятные финансовые проблемы.