Значение бизнес-планирования
Успешность деятельности всякой компании определяется следующими факторами:
- наличие достаточной актуальной информации о деятельности компании в текущий момент;
- определение конкретных целей развития компании;
- эффективное планирование движения компании из текущего состояния к поставленным целям.
В современной отечественной бизнес-среде институт бизнес-планирования должного развития не получил, у большинства компаний отсутствуют системы планирования, не разрабатываются и не внедряются механизмы и инструменты бизнес-планирования.
Фактически процедуры планирования подменяются несистемными, текущими решениями собственника, направленными на решение оперативных задач, а не на достижение стратегических целей.
Бизнес-план же, в свою очередь, представляет собой четкое лаконичное описание стратегии развития бизнеса, предусматривающее определенную систему инструментов для принятия эффективных бизнес-решений и средств для их успешной реализации.
Необходимость выстраивания системы бизнес-планирования сегодня обусловлена реалиями бизнес-сферы:
- перманентным усложнением внешней хозяйственной среды, требующей высокой гибкости бизнес-структур, их оснащенности инструментами адаптации к активно меняющимся экономическим и социальным условиям. Принятие правильного решения в условиях современного рынка требует оперативного учета разнообразных факторов;
- высокая степень изменчивости внешней среды требует от бизнеса постоянного обновления – выпуска нового продукта, внедрения новейших технологий производства и управления, при этом возрастает значение адекватной оценки таких нововведений, что не представляется возможным без бизнес-планирования;
- усложнение производства актуализирует расширение самостоятельности производственных подразделений: без репрезентативной информации от нижнего уровня управления не представляется возможным принятие эффективных решений на верхнем уровне. Указанное обусловливает необходимость формирования механизма бизнес-планирования, охватывающего все уровни компании.
Бизнес-планирование призвано также решать такие задачи, как:
- разработка и утверждение экономической стратегии развития компании;
- привлечение ресурсов и партнеров для нужд развития.
Проблемы бизнес-планирования в России
Большинство отечественных средних и малых компаний не имеют необходимых ресурсов для эффективного планирования своей деятельности, при этом в отличии от крупных компаний они наиболее сильно подвержены влияниям внешней среды, а такая среда крайне трудно контролируется, ее изменения крайне трудно прогнозируются.
Потому таким предприятиям крайне важно осуществлять внедрение отдельных методик и инструментов планирования, в том числе оперативное планирование посредством бизнес-планирования отдельных производственных и управленческих решений, применять общеизвестные и апробированные программы стратегического планирования и др.
При этом внутренняя среда компаний среднего и малого бизнеса более проста, а потому ее изменения могут быть достаточно легко спрогнозированы, и учет ее в бизнес-планировании не требует привлечения значительных ресурсов.
Типичные ошибки бизнес-планирования
К числу наиболее распространенных ошибок при бизнес-планировании относятся:
Ошибки в оформлении – всякий бизнес-план должен не только разрабатываться на основе качественной информации, но должен иметь надлежащую форму – недопустимы небрежность, неграмотность при оформлении и т. п. План следует структурировать, использовать схемы, таблицы, диаграммы, делающие информацию более доступной. Используемая в плане лексика должна быть понятна его пользователям.
Ошибки в содержании:
- план не содержит достаточной и необходимой информации для принятия производственных и управленческих решений. Так, например, если речь идет о стартап-проекте, то здесь обязательно должна быть отражена информация о продукте, его конкурентных преимуществах, о потребителе и соответствующем сегменте рынка, в том числе о конкурентах, о модели управления, необходимых для реализации плана ресурсах и их источниках и др.;
- использование неоднозначных, расплывчатых формулировок, показателей, не раскрывающих реальное содержание экономической деятельности. Бизнес-план фактически должен представлять собой четкое и полное руководство по развитию компании посредством внедрения продукта, расширения рынка сбыта и т. д. Содержание бизнес-плана – это исчерпывающая информация относительно текущего состояния бизнеса, перечня мероприятий для его развития и источниках финансирования такого развития;
- излишне подробное изложение. Кроме отсутствия необходимой информации, распространенной ошибкой в бизнес-планировании являются включение в план «лишней» информации, обилия подробностей и т.п. Содержание бизнес-плана должна составлять необходимая и достаточная информация для принятия соответствующих управленческих и производственных решений, сведения справочного характера нецелесообразно включать в бизнес-план. Специальная информация, например, техническая, имеющая значение для реализации плана, может быть включена в приложение к нему;
- бизнес-план как бизнес-идея. Бизнес-план строится на бизнес-предложение, на потенциальной возможности развития, однако в отличие от бизнес-идеи бизнес-план должен содержать соответствующее обоснование и инструменты своей реализации. Обозначение концепции без фактической основы и прогностической проработки – это существенная ошибка, которая не позволит инвесторам принять решение относительно доходности предложения, не создаст необходимой базы для управленцев и иных работников, ответственных за реализацию бизнес-плана.
- недостаточная фактическая обоснованность бизнес-проекта. Бизнес-проект подлежит реализации в конкретных условиях в конкретный момент времени, а потому он должен учитывать реальное состояние, как внешней, так и внутренней среды компании, используемые показатели должны быть репрезентативными. В частности, бизнес-план должен содержать информацию о возможных рисках и инструментах противодействия им.