Сущность и назначение бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой план, программу осуществления действий и бизнес-операций предприятия; в нем содержатся основные сведения о предприятии, выпускаемой продукции, особенностях производства, маркетинга, о рынках сбыта, экономической эффективности и планируемых финансовых результатах и т. д.
В бизнес-плане не только описывается процесс функционирования фирмы, но также иллюстрируется то, каким образом ее руководство планирует достичь своих целей. Грамотно составленный, объективный и, в то же время, эффектный бизнес-план может привлечь внимание инвесторов, а значит способствовать привлечению кредитных ресурсов и инвестиций.
Типичный бизнес-план включает в себя следующее:
- изложение информации, способной убедить потенциального инвестора в выгодности данного проекта
- определение степени будущей устойчивости и жизнеспособности фирмы
- анализ возможных рисков
- очертания перспектив развития бизнеса (выраженных при помощи не только качественных, но также и конкретных количественных показателей) и т. д.
Назначение бизнес-плана:
- решение стратегических и тактических задач развития компании
- финансово-экономическая и организационно-управленческая оценка состояния фирмы
- анализ сильных и слабых сторон компании
- выявление потенциальных возможностей бизнеса
- формирование инвестиционных целей и т. д.
Основные этапы разработки бизнес-плана
Постановка задач и определение целей. В основе данного этапа лежит определение основных запросов руководства будущей (или настоящей компании) и обеспечение его соответствия целям и ожиданиям. Ставятся четкие цели бизнес-проекта, выясняются текущие задачи, определяются со всеми участниками проекта и кругом основных заинтересованных лиц (стейкхолдеров).
Поставленные цели должны соответствовать SMART-критериям (конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени). Для определения целей бизнес-плана чаще всего используются интуитивные и логические методы. Этими вопросами чаще всего занимаются менеджеры или же сами собственники фирмы.
Анализ внешней и внутренней конъюнктуры. По мнению экспертов, одним из наиболее важных этапов разработки бизнес-плана, является именно сбор информации, ее тщательный анализ и систематизация.
Имея точную и достоверную информацию о ресурсах фирмы, можно получить представление о ее потенциале, возможностях и пределах роста, необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Об основных материальных, финансовых и трудовых ресурсах фирмы можно узнать из финансовой отчетности (детально изучив при этом изношенность производственных фондов, их состав и структуру).
Внешняя информация характеризует условия функционирования компании на внешнем и внутреннем (в стране, отрасли, регионе) рынках
Разработка, согласование и утверждение. Разработка бизнес-плана фирмы может осуществляться двумя основными способами, при которых:
- в роли составителей выступают инициаторы проекта
- составители – отдельные специалисты, консалтинговые фирмы и т. д.
Важным моментом является обсуждение составленного бизнес-плана ведущими специалистами фирмы, а также привлеченными сторонними консультантами. Все разделы документа тщательно выверяются, анализируются, делаются замечания, на основании которых бизнес-план дорабатывается и выносится на повторное обсуждение.
После всех вышеперечисленных процедур собственник предприятия утверждает полностью готовый бизнес-план. После этого проект изучают заинтересованные лица: акционеры, инвесторы, специалисты, вышестоящие организации и т. д.