Общие аспекты бизнес-плана предприятия
Бизнес-план предприятия является планом и/или программой осуществления бизнес деятельности, действий предприятия, содержащей сведения о предприятии, продукции, производстве, рынках сбыта, маркетинговой политике, организационной структуре и эффективности деятельности предприятия. бизнес-план это достаточно четкое и доступное описание проекта, и является очень мощным инструментом при исследовании вариативности развития деятельности, позволяющий выбрать максимально перспективный результат. В процессе планирования любого бизнеса определяются цели и пути их достижения, разрабатывается программа действий, корректируемая в ходе реализации в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды.
Бизнес-план предприятия может разрабатывать для различных промежутков времени, в зависимости от того, какого результата предприятие хочет достичь. То есть бизнес-план предприятия может быть краткосрочным и долгосрочным планом. Бизнес-план предприятия показывает направление развития организации на определенный период и становится базой для решения вопросов о бюджете предприятия, инвестировании, необходимости в кредитовании и т.п. Содержание бизнес-плана предприятия заключает в себе проведение спектра различных исследований (маркетинговых, технических, экономических и др.), направленных на совершенствование и развитие деятельности предприятия. При выборе перспективного проекта оценка целесообразности производится на основании выработанных критериев, которые отражают ключевые аспекты и условия его реализации. Основным требованием к бизнес-плану предприятия, как и любому бизнес-плану, является его реалистичность.
Предшественниками его составления ставятся экономический анализ деятельности предприятия, его финансовой и хозяйственной деятельности, внешнего и внутреннего рынка, а также различные альтернативы развития предприятия на основе общепринятых в отрасли стандартов.
Бизнес-план выполняет несколько функций:
- Возможность использования бизнес-плана для выработки концепции и стратегии бизнеса.
- Функция планирования, предоставляющая возможность оценки потенциальной возможности диверсификации продукции и/или рынка.
- Возможность привлечения финансовых средств (ссуд и кредитов).
- Возможность привлечения инвестиций в новый проект или технологию (рис.1).
Рисунок 1. Внешние функции бизнес-плана
Следовательно, прежде чем приступить к разработке бизнес-плана предприятия, необходимо провести предварительные работы:
- Провести маркетинговые исследования.
- Оценить соответствие возможностей предприятия (организационных, профессиональных, кадровых и т.п.) и выявить узкие места и пути их преодоления.
- Определить потенциальных партнеров.
- Определить перечень потенциальных поставщиков, а также провести предварительные переговоры и заключить предварительные договоры.
- Рассчитать предварительно объем инвестирования и оценить предполагаемый залог.
- Определить тип или имена потенциальных инвесторов проекта.
Структура бизнес-плана
Структура и объем бизнес-плана определяются составителем и проектировщиком самостоятельно, учитывая сферу деятельности, применяемую или планируемую технологию производства, уровень воздействия внешнего и внутреннего рынка, уровень конкурентоспособности и конкурентную среду и т.д.
При этом общая структура бизнес-плана может выглядеть следующим образом:
- Обзорный раздел - резюме. Сжатая форма изложения сути предлагаемого плана развития предприятия, преимущества предприятия, итоги маркетинговых исследований и т.п.
- Описание предприятий. Цель плана и/или инвестиционного проекта, его ключевые параметры (номенклатура, ассортимент продукции, производственная и технологическая мощность, месторасположение, локация, сырьевая база, рынок реализации и т.д.).
- Описание продукции и/или услуги. Информация о продукции (товаре/услуге), актуальность решений технических, технологических и прочих проблем, инновации и преимущества продукции (товара/услуги)
- Анализ рынка и маркетинговую стратегию. Учитывая текущие условия инфляции и общего спада производства, то есть воздействие внешних и внутренних факторов), необходимо указать не только производственный процесс, но возможности и программу реализации продукции, то есть стратегию сбыта.
-
Производственный план, содержащий:
- Основной производственный план;
- План выпускаемой продукции;
- План производства и реализации продукции (товара и/или услуги);
- План развития производства.
- График выполнения работ. Реализация проекта. Стадии осуществления и временный периоды осуществления проекта, начиная от момента принятия инвестиционного решения до начала производства работ, включая такие этапы, как проведение переговоров, заключение контрактов, разработку технической и прочей документации проекта. особое внимание уделяется методу финансирования и определению финансовых последствий. Предпочтение отдается тем бизнес-планам, которые предоставляют оптимальную программу и график сроков реализации проекта.
- Управление и организация. Структура управления, кадровый состав, гибкость системы управления, принципиальная схема принятия управленческих решений вот краткий перечень вопросов, освещаемых в данном разделе бизнес-плана.
- Финансовый план. Один из важнейших разделов бизнес-плана. В нем отражены объективные итоги его осуществления. Определяются инвестиционные, производственные и прочие издержки., перспективная прибыльность проекта. Особое внимание обращается на показатели объемов продаж и себестоимости продукции, рентабельности проекта и т.п., производится оценка рисков
- Юридические аспекты.
- Приложения. Все дополнительные материалы, спецификации, результаты исследований и др.
Соответственно, в бизнес-плане должны отражаться абсолютно все стороны производственной и коммерческой деятельности бизнеса, его финансовые результаты, поскольку только данная совокупность позволит объективно оценить и с максимальной долей уверенности гарантировать перспективу успешности воплощения и результатов проекта.