Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Суть эксперимента с собакой Павлова

Все предметы / Биология / Суть эксперимента с собакой Павлова
Определение 1

Эксперимент с собакой Павлова – это опыт по изучению условных рефлексов человека и животных, основанный на применении раздражителей различного ранга.

Суть эксперимента с собакой Павлова

Свои эксперименты И.П. Павлов проводил в специализированной лаборатории, т. н. «Башне молчания». Она была изолированная от звуковых световых факторов внешней среды, которые могли существенно снизить чистоту эксперимента. За поведением животных ученый наблюдал, используя систему специализированных стекол, которые делали его невидимым для собак.

Пса фиксировали на специальном станке для того, чтобы ограничить его движения. При этом основное внимание ученый уделял тому, как слюнные железы подопытной собаки реагируют на разнообразные внешние раздражители. Для этого псу делали операцию и проток слюнной железы выводили наружу.

Это было необходимо для фиксации:

  • наличия слюноотделения;
  • начала выделения слюны;
  • обильности слюны и ее качества.

В дальнейшем Павлов старался вызвать у собаки условную реакцию на тот раздражитель, который ранее считался нейтральным (звуковой и световой). Также наружу выводились и концы пищевода, которые позволяли отследить выработку желудочного сока собаки.

Классический опыт Павлова заключался в том, чтобы давать собаке еду после удара метронома. После нескольких повторений такого опыта у собаки начинала выделяться слюна на звук метронома.

Далее И.П. Павлов организовал опыт с лампочкой, который проводился по тому же принципу. Так ввиду наличия различных раздражителей источник, посторонний для животного стал внешним раздражителем, вызывающим условный рефлекс.

Определение 2

Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).

Условные рефлексы имеют временный характер и их рефлекторные дуги на начальных этапах собственного становления достаточно непрочны. В связи с этим формирование условного рефлекса представляет собой сложную систему взаимоподкрепления раздражителей и выработки ответной реакции на них.

Готовые работы на аналогичную тему

Далеко не все раздражители, применяемые И. П. Павловым, были столь безобидными. Зачастую он использовал электрический ток, а также физические наказания.

Опыты Павлова получили практическое применение. Наиболее интересным примером можно признать выработку негативных условных рефлексов у койотов ко вкусу баранины. Для формирования такой реакции животным подбрасывали отравленное мясо баранов. Сразу же после первого раза группа койотов перестала охотиться на овец, связав получаемое баранье мясо с возникающим у них недомоганием.

Несмотря на тот факт, что теория возникновения условных рефлексов, была сформулирована более ста лет назад, она не теряет собственной актуальности как внутри биологической науки, так и в истории психологии. Многие современные психологи руководствуются результатами данных опытов при необходимости выстраивания адекватных траекторий лечения различных поведенческих расстройств.

Порядок практической реализации эксперимента

Таким образом, весь опыт И.П. Павлова основывался на следующих этапах:

  • подопытными в данном эксперименте выступали собаки. По поводу выбора объекта исследования имеется достаточно большое количество споров. Этичность эксперимента И.П. Павлова является предметом споров даже в современной науке. В основном это происходит потому, что операции над собаками, проводимые во время эксперимента, имели достаточно жёсткий характер.
  • изначально выбирался безусловный раздражитель. Пища являлась подобным раздражителем, так как провоцировала возникновение естественного, автоматического рефлекса или слюноотделения. Нейтральным раздражителем выступал звук метронома;
  • наблюдение за собаками до выработки условного рефлекса говорит о том, что слюна выделяется при виде еды, а при звуках метронома слюноотделение отсутствует;
  • для запуска процесса протекания условного рефлекса подопытного многократно подвергали воздействию нейтрального раздражителя, затем подкрепляли эту связь действием безусловного раздражителя;
  • с течением времени метроном начинал ассоциироваться у собак с получением пищи. При этом, чем дольше длился эксперимент, тем сильнее закреплялся условный рефлекс. Такая связь проявлялась независимо от того, сопровождалась ли подача условного раздражителя кормлением.

Если говорить о физиологической основе экспериментов И.П. Павлова, то можно отметить следующее:

  • реакцию слюноотделения собаки на условный раздражитель Павлов назвал реакцией «что такое»?
  • условная реакция основывается на ориентировочном рефлексе (повороте головы или ушей);
  • с момента подкрепления условного раздражителя безусловным ориентировочная реакция утрачивает свое значение;
  • в ответ на те импульсы, которые поступают в кору из доминантных очагов возбуждения зрительного и пищевого центра между ними укрепляется временная нервная связь;
  • в коре головного мозга остается след перемещения от слабого импульса к сильному;
  • вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

При этом сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который был оставлен импульсами наличного раздражителя. Кроме того, сила безусловного раздражителя также должна быть достаточного уровня, а клетки коры головного мозга возбудимы. Чем более свободными от внешних раздражителей будут клетки мозговой коры, тем быстрее будет вырабатываться условный рефлекс.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что исследования ученого имеют колоссальную теоретическую и практическую ценность. Сформулированные Павловым открытия сыграли огромную роль в понимании нервной системы и в значительной мере способствовало поиску методов лечения таких психических заболеваний, как панические и тревожные расстройства и разного рода фобии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Биология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис