Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое исследование иррационального чувства вины и страха осуждения в парадигме глубинной психологии

Все предметы / Психология / Психологическое исследование иррационального чувства вины и страха осуждения в парадигме глубинной психологии

Иррациональное чувство вины

Определение 1

Чувство вины – это сочетание аутоагрессии, страха и защиты от этой внутренней агрессии, это общее состояние «побитости» после того, как человек отругал сам себя.

Вина может быть:

  • рациональная,
  • экзистенциальная,
  • иррациональная.

Рациональное чувство вины отражает реальность и сообщает человеку, что он в чем-то виновен перед другими людьми и надо свое поведение исправить. Рациональную вину можно использовать как руководство к моральному поведению. Человек, чувствующий свою рациональную вину, стремится исправить свои ошибки, потому что чувствует себя некомфортно, преступив через свои этические стандарты.

Иррациональная вина развивается в детстве. Семейные проблемы приводят ребенка к мысли о том, что именно он является их причиной, и пытается исправить эти мнимые ошибки, усердствует в самонаказании. Ребенок начинает уклоняться от естественного самоутверждения и оценивает его как опасную агрессию. Эта иррациональная вина довольно часто переносится во взрослое состояние. Идентичность человека, склонного к развитию иррациональной вины, становится неприемлемой, он чувствует себя виновным по своей сути.

Когда родители угрожают ребенку лишением любви, то для малыша это является сигналом, что он совершил какой-то неправильный поступок по отношению к любимому человеку. Некоторые родители прививают ребенку чувство вины за сам факт его существования, поэтому у детей иррациональное чувство вины может формироваться с ранних лет их жизни. Подобные посылы передаются из поколения в поколение и являются социально опасными.

Люди с иррациональным чувством вины становятся индукторами, заражающими других людей неверием, неудачами, конфликтами. Иногда, считают специалисты, иррациональное чувство вины помогает сохранить идеальный образ Я, оберегая от внутреннего напряжения.

Если человек становится причиной какого-то даже неприятного события, то он может считать, что от него что-то зависит, и он не является «пустым местом», в таких случаях при помощи иррационального чувства человек пытается подтвердить свою значимость.

При изучении чувства вины, К. Хорни, обратила внимание на то, что многое кажущееся чувством вины, на самом деле является выражением тревожности, либо защиты от этой тревожности. Невротик, например, чаще, чем здоровый человек в результате высокой тревожности, будет прикрывать её чувством вины. Ему страшны те последствия, которые могут быть и он заранее их предвидит. Все страхи у него зарождаются в одной точке – страхе неодобрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Иррациональный страх осуждения в психологии

Определение 2

В социальной психологии страх осуждения – это проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, когда другие индивиды и социальные группы, продукты деятельности, которые являются носителями определенных норм, установок, ценностей, осознаются им как противоположные ему самому.

На генном уровне в человеке заложена боязнь не только за собственную жизнь, но и за жизнь своих родных людей и других членов социума. Для большинства людей характерными являются иррациональные страхи. Их особенность заключается в том, что они отравляют существование индивида и приводят к серьезным проблемам с психикой.

Замечание 1

Страх – это сигнал, возникающий в стрессовой ситуации, при эмоциональном потрясении, потере близких людей. Когда он носит невротический характер и становится навязчивым, то превращается в фобию.

Рациональный страх существует на уровне генетики и может предупредить какую-либо опасность, выполняя, таким образом, полезную функцию.

Что касается иррационального страха, т.е. надуманного, то он возникает тогда, когда реальные страхи внедряются глубоко в подсознание. Иррациональный страх является ложной тревогой, он не связан с реальной угрозой и подает сигнал об опасности, которая не существует.

Иррациональный страх отрицательно воздействует на психику человека.

Чувство тревоги возникает в миндалевидном теле, где идет закрепление ассоциаций между источниками паники и реакциями на возникновение этих ассоциаций. При повторном столкновении с тем объектом, который представляет опасность, в миндалевидном теле вырабатываются гормоны, приводящие организм в боевую готовность – человек, в результате повышения кровяного давления, испытывает некомфортное состояние.

Большая часть детских страхов с возрастом проходит и не угрожает здоровью.

Опасной разновидностью страхов являются разнообразные фобии, симптоматика которых варьируется в зависимости от степени тревожности и глубины их эмоциональных переживаний. На физиологическом уровне фобии проявляются в усиленном потоотделении, головокружении, тошноте, рвоте, частом сердцебиении, перепадах температуры тела, болях в грудной области. Укрепившиеся фобии снижают самооценку индивида, ведут к депрессивным расстройствам и могут спровоцировать шизофрению.

Существующая модель Павлова объясняет появление иррациональных страхов – происходит сочетание отрицательных стимулов с нейтральными, и у человека закрепляются негативные реакции на нейтральные стимулы.

Приобрести фобии можно и через чужой опыт, например, на глазах человека собака покусала кого-то из знакомых, и он начинает испытывать панический страх при виде животного. У других людей вызвать иррациональный страх может просто рассказанная история.

Для того чтобы избавиться от иррационального страха необходимо желание самого человека, а для этого ему потребуется способность к самоанализу, критическое мышление, готовность работать над своим страхом.

Основные направления исследования страха

В изучении страха специалисты выделяют три основных подхода – психоаналитический, бихевиористический, экзистенциальный.

Основным представителем психоаналитического подхода был З. Фрейд, считавший, что развитие страха идет в тесной связи с энергией психических влечений, т.е. с системой бессознательного и либидо. Либидо превращается в страх посредством вытеснения. Вытесненные влечения сексуального характера приобретают форму невротического страха. Фрейд разделил невротический процесс на две фазы. Если на первой фазе сексуальные влечения вытесняются и переводятся в страх, то на второй фазе образуется система защиты, предотвращающая столкновение с этой угрозой.

В психологии неврозов проблема страха играет главную роль. По мнению Фрейда, страх является состоянием ожидания угрозы или подготовки к этой угрозе. В своей работе «Я и Оно», Фрейд пишет о том, что «Я» с трех сторон подвергается опасности – это реальный страх перед внешней действительностью, страх совести перед «Сверх-Я» и невротический страх перед «Оно».

Позже психоаналитик К. Хорни развивала некоторые идеи Фрейда, и внесла в психоанализ много нового. К.Хорни считала, что неразрешенные конфликты являются причиной всех страхов.

Американский психолог Д.Уотсон, основоположник бихевиоризма, выделял несколько стимулов, активизирующих страх – это удары и толчки в момент засыпания, внезапные громкие звуки, внезапная потеря опоры. С самого начала человек имеет врожденные реакции страха, которые являются безусловными, но в течение жизни появляются новые стимулы, которые вызывают страх. По его мнению, в младенческом возрасте никакого страха не вызывают такие вещи как огонь, темнота, животные и др. На основании проведенного эксперимента Уотсон сделал вывод, что у взрослых множество страхов и тревожных состояний формируются в первые годы жизни.

Для страхов приобретенных характерна высокая стойкость и легкость переноса на аналогичные стимулы. Для внутренних же страхов необходима продолжительная терапия.

Поскольку страх является негативным стимулом, то люди стараются его предотвратить, и когда это получается, происходит негативное подкрепление, и в итоге страх подкрепляется сам собой.

Экзистенциальный подход предложил австрийский психиатр и психолог В. Франкл. По его мнению, механизм образования реакции страха связан с боязнью человека какого-либо явления, в результате появляется реакция ожидания того, что это явление реализуется, т.е. возникнет страх. Цепочка напряжения замыкается, и страх ожидания опасности становится сильнее опасений, напрямую связанных с опасностью. Человек на этот страх начинает реагировать уходом от реальности.

Страх, считал В. Франкл, является биологической реакцией, позволяющей избегать реальных ситуаций опасности. Когда человек ищет ситуацию страха, он начинает действовать, обходя страх, который «атрофируется» от того, что не «используется». Кроме этих подходов в изучении страха выделяют ещё чувственный подход и когнитивный подход.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис