Понятие антропогенеза
Человек разумный – биологический вид. Как и все остальные виды животных, он имеет свою историю формирования и развития.
Совокупность процессов возникновения, формирования и развития человека в процессе эволюции, связанные с развитием его трудовой деятельности, сознания, членораздельной речи, а также с развитием первобытных форм общества называется антропогенезом.
В вопросах антропогенеза еще не все полностью выяснено. Неизвестны все его звенья. Не все антропологи одинаково оценивают роль некоторых форм. Чтобы понять путь развития человека к его современному состоянию, недостаточно учитывать только биологические закономерности. Появление человека как биологического вида качественно отличается от процессов возникновения новых видов у животных. Главное отличие состоит в том, что эволюция человека происходила не только под влиянием биологических, но и социальных факторов.
Биологические движущие силы антропогенеза
Известный английский ученый-эволюционист, творец эволюционной теории развития органического мира, Чарльз Дарвин посвятил целый ряд своих научных работ рассмотрению движущих сил антропогенеза. Дарвин условно выделил главный биологический фактор эволюции – естественный отбор и элементарные факторы:
- мутации,
- наследственная изменчивость,
- дрейф генов,
- изоляция,
- популяционные волны.
Он отметил важную роль естественного отбора в переходе к прямохождению, развитию передних конечностей (особенно – кисти), в совершенствовании мозга и в развитии членораздельной речи.
Наследственная изменчивость позволила предкам человека приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания. Изменения носят, как правило, ненаправленный, случайный характер. Но если приобретенные черты дают особи хоть малейшее преимущество, то особь выживает, а приобретенные черты передаются последующим поколениям. Если же изменения ухудшают положение особи в среде обитания, то она обречена на гибель. А приобретенная черта не переходит в доминирующее состояние.
Повышение засушливости климата в прошлые геологические эпохи привело к тому, что уменьшилась площадь лесов, увеличилась площадь открытых пространств. Наши предки вынуждены были перейти от древесного образа жизни к наземному, преодолевать большие участки открытого простора. Появившееся прямохождение позволяло лучше видеть окрестности. От растительной пищи пришлось перейти к мясу. А мясную пищу необходимо было добывать охотой. Это повлияло на развитие мускулатуры, мозга. Необходимость использовать орудия труда привела к развитию конечностей и к абстрактному мышлению.
В результате взаимодействия человеческого организма с условиями среды обитания в пределах одного вида «Человек разумный» появились человеческие расы.
И в настоящее время, несмотря на все достижения науки, биологические факторы продолжают влиять на человека, хоть это влияние и значительно ослаблено социальными факторами. Для небольших человеческих популяций характерен дрейф генов. У человека под влиянием естественного отбора вырабатывается иммунитет. Мутации продолжают возникать у людей и в настоящее время.
Социальные движущие силы антропогенеза
В отличии от Ч. Дарвина, много внимания социальным факторам развития человека уделил Фридрих Энгельс. В своих работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отстаивает трудовую теорию антропогенеза.
Важными факторами развития человечества стали:
- трудовая деятельность,
- общественный образ жизни,
- язык,
- абстрактное мышление.
В отличии от животных, человек приспосабливался к условиям обитания используя орудия труда, строя жилища, изготавливая одежду и т.п. Именно трудовая деятельность развила способность предвидеть результат труда. Таким образом развивалось абстрактное мышление.
Коллективный способ жизни вызвал необходимость согласовывать действий многих членов коллектива. Развивалась система сигналов, вырабатывалась членораздельная речь. Продолжало совершенствоваться абстрактное и логическое мышление. Иерархия человеческого общества отличалась от иерархии животного стада. Появилась способность к альтруизму (способность к самопожертвованию ради других). Люди научились передавать свой опыт последующим поколениям, фиксировать информацию в виде графических символов (рисунков, узоров). В дальнейшем это привело к возникновению письменной речи (письменности) и искусства.
Со временем социальные факторы начали играть ведущую роль в антропогенезе, а сам процесс эволюции человека под их влиянием значительно ускорился.