Особенности философских течений в биологии в $XVIII – XIX$ вв.
С началом промышленного переворота быстрыми темпами развивалось и естествознание. Стремительное пополнение науки новыми данными часто противоречило господствующим тогда в науке метафизическим и креационистским воззрениям на неизменность и постоянство органического мира.
Метафизика – это раздел философии, наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Метафизики канонизировали Бога, постоянство мира, отвергали возможность развития.
Креационизм – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
В биологии креационизм рассматривает многообразие видов живых организмов как акт божественного творения и отрицает возможность эволюционных изменений.
В результате бурного развития науки обострились противоречия между идеалистическим и материалистическим подходами к объяснению явлений природы.
Социальной предпосылкой к обострению борьбы между материализмом и идеализмом стали революционные движения в странах Европы. Особенно сильный толчок оказала Великая Французская революция. Буржуазно-революционное движение отразилось во взглядах французских материалистов Ж. Ламетри, Д. Дидро, К Гельвеция и других. Они способствовали избавлению науки от средневековых пережитков и догм.
Именно французские материалисты выступили против креационизма в естествознании. Ини отвергали идею божественного происхождения мира, утверждали, что мир подчиняется естественным законам. Но их понимание природы было механистическим. Это объясняется уровнем развития естествознания в то время. Поэтому их материализм был метафизическим.
Так, например, Д. Дидро утверждал, что все виды животных и растений произошли естественным путем от одного некоего прототипа в результате изменения органов, а не путем исторического прогресса.
Особенности трансформизма
Взгляды Д.Дидро отражали суть теории трансформизма, которая была популярна в то время.
Трансформизм – это теория, которая доказывает, что изменения в живой природе происходили в результате переформирования (перерождения) одних организмов в другие.
Для науки $XVIII$ века это было прогрессивное учение. Последователи этой теории выступали против воззрений метафизиков и сторонников креационизма о постоянстве видов и роли «Творца». Они отстаивали идеи естественного пути происхождения органического мира.
Но, при всей своей прогрессивности, трансформизм не является эволюционным учением. Теория трансформизма рассматривает только изменения видов (трансформацию), но не поднимается до уровня последовательного понимания объективности развития как исторического процесса. Сторонники теории трансформизма сделали лишь первые шаги на пути к диалектическому пониманию развития органического мира.
Одним из видных представителей трансформистов в естествознании был французский ботаник М. Маршан. На основе обследования строения формы розы он пришел к выводу, что она не могла быть такой изначально. Следовательно, ее нынешний вид – результат трансформации.
Еще один французский трансформист Ж. Бюффон пытался создать общую картину происхождения Земли. На основе анализа богатейших коллекций живых организмов он написал многотомную работу «Естественная история». Этот труд стал энциклопедической сводкой всех новейших (на то время) знаний о животном мире нашей планеты. Бюффон считал, что основной причиной изменчивости и «трансформации» животных были факторы внешней среды и гибридизация.
Сторонником идей трансформизма в Англии был и дед Чарльза Дарвина – естествоиспытатель, врач и поэт Эразм Дарвин.
Популярными идеи трансформизма были и в России. Их поддерживали такие выдающиеся мыслители и ученые, как:
- М. В. Ломоносов,
- А. Н. Радищев,
- А. А. Каверзнев,
- М. М. Тереховский,
- и многие другие.