Здоровье. Составляющие здоровья
Одной из главной ценности жизни человека является здоровье.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов организма, а состояние абсолютного физического, социального и духовного благополучия человека.
Основные составляющие здоровья:
- Физическая. Эта составляющая включает в себя данные уровня роста и развитие органов и систем органов организма, и их состояние и работоспособность. Данный процесс обеспечивает физическую работоспособность и адаптацию человека.
- Психологическая. Определяется состоянием психологической сферы, включающей мотивационно-эмоциональные, мыслительные и духовные компоненты. Данный процесс обеспечивает умственную работоспособность и нормальное поведение человека.
- Поведенческая. Характеризуется внешнем проявление состояние человека. Главная особенность заключается в жизненной позиции и межличностном отношении.
Классификация здоровья
- Индивидуальное здоровье. Здоровье одного человека. Определяется по общему самочувствию, наличие или же отсутствие болезней, физическому, духовному и социальному состоянию.
- Групповое здоровье. Здоровье сообществ людей, объединенных общими интересами или характеристиками, например, возрастные группы, различные профессиональные сообщества и т.п.
- Здоровье населения. Здоровье людей проживающих на общей территории.
- Общественное здоровье. Определяется состоянием социума, его физическим и духовным качеством. Общественное здоровье измеряется количественным и качественным здоровьем людей и его резервов, состоянием здорового образом жизни населения.
Критерии и группы здоровья
Оценка критерия здоровья среды региона определяется по общему здоровью проживающего на определенной территории населения. 50% здоровья зависит от индивидуального образа жизни, 25% на здоровье населения влияет состояние окружающей среды, 15% - определяется наследственностью и 10% - представлено качеством медицинского обслуживания.
Основные критерии здоровья представлены:
- Особенностями онтогенеза;
- Физическим здоровьем;
- Нервно-психическим развитием;
- Уровнем резистентности и функциональным состоянием организма;
- Наличием или отсутствием хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Состояние здоровья детей характеризуются 5 группами. Каждый ребенок может менять группу здоровья в зависимости от уровня развития и состояния его здоровья.
К 1 группе относят детей с нормальным физическим и психическим развитием, редко болеющими острыми заболеваниями.
Ко второй группе, или группе риска относят детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих. Имеющие также отклонения в росте и развитии. Данная группу подразделяется на подгруппы А и Б.
2А группа включает здоровых детей с отягощающим акушерским анамнезом. 2Б группа включает здоровых детей с отягощенным социальным, генеалогическим и биологическим анамнезом. К ним относят недоношенных, незрелых детей с внутриутробным инфицированием, перенесших асфиксию, родовую травму, дефектами осанки, функциональными изменениями органов, уплощенной стопой, с рахитом 1 степени, с дефицитом или избытком массы 1-2 степени.
К третьей группе относятся дети с врожденными дефектами или наличием хронической патологии в стадии компенсации но без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Заболевания редкие 1-3 раза в год. Функциональные отклонения без клинических проявлений в функциональных отклонениях органов и систем органов организма.
К четвертой группе относят деток с врожденными дефектами или наличием хронических заболеваний на стадии субкомпенсации. Проявляются отклонения в организации патологически измененного органа, а также и в других органов и их систем. Часто обостряется основное заболевание. Наблюдается нарушение общего состояние и самочувствия в периоде реконвалесценции.
К пятой группе относят детей с врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Общее понятие о болезни
Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Причины болезни:
- Механическое повреждение – удар, давление, разрыв и пр.
- Физический раздражитель – звук, шум, излучение, температура, электромагнитное поле, электрический ток.
- Химическое воздействие – алкоголи, никотин, пестициды, кислоты и щелочи, тяжелые металлы, ароматизаторы и растворители, пр.
- Биологические причины – микроорганизмы и их продукты жизнедеятельности, глисты, гельминты, грибы, вирусы, бактерии и др.
- Социальный фактор.
Кроме факторов вызывающих болезни имеют место и условия развития болезни, но они и не обязательны. Различают внутренние и внешние условия.
Внутренние условия характеризуются патологической конституцией человека, наследственной предрасположенностью к болезням, и от возраста.
К внешним условиям относят режим питания, переутомление, ранние перенесения болезней, неврологические состояния.
Помимо факторов и условий болезней существуют и периоды развития болезни.
Периоды развития болезни:
- Латентный (инкубационный). Начинается с воздействия фактора на организм и заканчивается до первых проявлений признаков болезни. Например, человек уже заражен вирусом гриппа, а первые признаки болезни проявляются через несколько дней.
- Продромальный. От первых проявлений признаков до полного проявления симптомов.
- Период клинических проявлений. Клиническая картина заболевания.
- Исход болезни. Три случая: выздоровление, переход в хроническую форму или летальный исход.