Теоретические основы библиотековедения
Библиотековедение представляет собой отрасль научного знания, которая относится к документационному циклу и изучает теоретические аспекты книжного и библиотечного дела.
В ведении теории библиотековедения находятся принципы, структура, организационные формы, средства осуществления информационно-библиотечной работы и использования произведений печати для разных целей общественной жизни. Также к вопросам, которые изучает библиотековедение, можно отнести историю развития книжной отрасли и методологию организации работы библиотек.
Библиотековедение рассматривается одновременно в двух аспектах. С одной стороны, оно выступает как научная дисциплина. С другой – является частью учебного плана подготовки специалистов в области книговедения, учебной дисциплиной. Поэтому в научной и справочной литературе по-разному определяются его структура, цели и задачи.
Объекта и предмет часто отождествляются, что является методически неверным подходом, так как они представляют собой разные части исследуемых в науке феноменов.
Объектом выступает одна из форм деятельности человека, а именно – организация и осуществление библиотечной работы. Специфика этой работы заключается в том, что она обеспечивает взаимодействие между частями системы «читатель (пользователь) - библиотекарь – информационный ресурс», реализуя удовлетворение запросов информационно-справочного и культурно-просветительского характера.
Предметом же выступают специфические процессы, относящиеся к закономерностям и принципам функционирования библиотечных систем, процессов, технологий.
Функции библиотековедения и их специфика
Являясь частью общественного знания, библиотековедение играет ряд важных ролей в процессах, связанных с информационно-книжной деятельностью:
- Познание, изучение и исследование особенностей функционирования информации в обществе, а также процессов, связанных с ее обработкой и использованием в ходе библиотечно-информационной работы.
- Прогнозирование развития технологий в сфере информационного обеспечения и библиотечного обслуживания.
- Организационно-структурирующая функция состоит в упорядочивании сведений, относящихся к работе библиотек и информационным процессам.
- Социальная функция заключается в создании благоприятных условий для развития библиотечных процессов, продвижения книги и чтения
- Культурно-воспитательная функция связана с воздействием на мировоззрение, сознание читателя через различные информационные ресурсы и формы работы с ними.
- Практическая функция предполагает развитие и повышение качества информационного обслуживания пользователей.
Структурные особенности и межпредметные связи библиотековедения
Библиотековедение обладает развитой структурой, в которую входят разделы, отражающие содержание этой отрасли познания. При этом структурные особенности связаны с аспектом рассмотрения дисциплины как научной или как учебной.
В научном библиотековедении выделяются следующие аспекты изучения:
- Общетеоретический блок, в котором рассматривается понятийный аппарат, целевое назначение, принципы, методы, закономерности развития информационно-библиотечных процессов.
- Методологический раздел, включающий изучение способов и средств осуществления исследований в сфере информационной работы.
- История книгоиздания и книговедения, а также становления библиотечной работы.
- Теория управления библиотеками.
- Теоретические аспекты обслуживания читателей.
С научно-учебной точки зрения дисциплина включает следующие разделы:
- Общее (теоретическое) библиотековедение, знакомящее с категориальным аппаратом данной науки.
- Раздел, посвященный вопросам изучения фонда, а также процессов, с ним связанных.
- Каталогизация как процесс упорядочивания документов.
- Обслуживание пользователей в библиотеке.
- Менеджмент в библиотечной отрасли.
- Инновационная и методическая деятельность библиотечных учреждений.
- Технические средства и их использование в библиотечной работе.
- История становления и развития библиотечной системы в России и за рубежом.
Библиотековедение, будучи самостоятельной научной отраслью, обладает своей методологией, включающей систему методов проведения исследований, которые используются для решения различных проблем библиотечной практики. Совокупность методов исследования в библиотековедении можно разделить на группы, к которым относятся теоретические, практические и математико-статистические. Например, востребованными методами изучения библиотечных процессов являются анализ и синтез, моделирование, а также оценка и интерпретация статистических показателей библиотечной деятельности. Также для изучения деятельности библиотек применяются социологические методы: изучение общественного мнения, опрос, анкетирование. В рамках практических методов выделяются эксперимент и наблюдение.
Специфика библиотековедения определяется его отношением к другим дисциплинам и научным отраслям знаний: библиотечных и общественных. Так, библиотековедение связано с библиографией, поскольку определяет теоретические аспекты изучения и применения информационных систем и ресурсов. Библиотековедение также имеет давние и устойчивые связи с философией, педагогикой, историей, экономикой и другими направлениями, которые определяют специфические аспекты анализа библиотечных явлений.