Книга и чтение как общественные явления
Появление книги, а также сопутствующих ее отраслей производства стало общественным явлением. На развитие книжной индустрии влияет совокупность:
- социально-исторических факторов: уровень развития производственных и культурных сил общества;
- общественно-политических факторов: господствующий тип управления и складывающийся в результате этого общественный строй;
- экономических факторов, обусловливающих состояние рынка и потребности в книгоиздании;
- идеологических факторов, определяющих господствующую систему мировоззренческих установок;
- личностных факторов, связанных с биографией автора, его окружением, мировоззрением, установками.
Будучи общественными явлениями, книга и чтение выступают как факторы социализации личности, трансляции культурного опыта, средства коммуникации. Благодаря чтению реализуются следующие функции книги:
- Информационная функция, направленная на передачу знаний о мире и человек.
- Обучающая функция, связанная с передачей достижений науки и общественной практики, профессионального опыта.
- Коммуникативная функция, нацеленная на информационный обмен в процессе передачи сведений.
- Эстетическая функция, связанная с реализацией господствующего в обществе идеала прекрасного.
- Художественная функция, направленная на развитие вкуса к чтению произведений художественной литературы, а также удовлетворения художественно-эстетических потребностей.
- Рекреационная функция, связанная с реализацией развлекательной составляющей чтения, которое выступает средством отдыха, релаксации, культурного досуга.
Социология и психология чтения
Феномен чтения изучается различными отраслями науки и практики, однако в ХХ веке появились первые попытки рассмотреть его как самостоятельную область изучения. В результате чтение стало рассматриваться в двух аспектах:
- с точки зрения его общественно-исторической функции и связи с социумом, его уровнем развития и потребностями в информации (социология чтения);
- с точки зрения связи чтения с процессом становления личности человека, а также с индивидуальными читательскими вкусами, пристрастиями, предпочтениями, которые формируются у каждого читателя в ходе приобщения к книжному наследию.
Социология чтения представляет собой изучение чтения в аспекте его социально-исторической обусловленности.
Психология чтения выступает как сфера изучения читательских интересов, потребностей, предпочтений, мотивов выбора книг, которые формируются под влиянием индивидуального развития.
С точки зрения социологии и психологии чтение обладает деятельностной природой, однако каждая из областей выделяет в той деятельности собственную цель:
- В соответствии с социологией чтения его цель заключается в извлечении из текста социально-значимой информации, которая удовлетворила бы потребности субъекта, связанные с его функционированием как члена социума (например, образовательные потребности, культурные, информационные, досуговые и прочие).
- С точки зрения психологии чтения цель этой деятельности заключается в восприятии и понимании вербальной информации с целью ее последующей интерпретации.
В центре внимания социологии чтения находятся следующие аспекты изучения:
- Социально-демографический портрет читателя и читающего общества в целом: создание обобщенных характеристик читательских групп в соответствии с их полом, возрастом, социальным статусом, уровнем образования; выявление и анализ информационных потребностей и круга чтения этих групп, обусловленных социальными факторами.
- Общественная роль книги и чтения в социально-значимых видах деятельности: обучении и воспитании, общении, профессиональной деятельности, массовой коммуникации, культурно-просветительской деятельности, а также в сфере науки и искусства.
- Социальные факторы, обусловливающие специфику развития книжной отрасли в определенный социально-исторический период.
Психология чтения сосредоточена на анализе следующих аспектов:
- Изучение психофизиологических процессов, лежащих в основе восприятия и понимания текста.
- Изучение психологических мотивов и потребностей в чтении, определение круга читательских интересов с опорой на психологическую характеристику личности читателя.
- Создание социально-психологической типологии читателей для изучения особенностей их читательских потребностей, предпочтений, установок, вкусов.
- Выявление психологических аспектов воздействия различных компонентов литературных произведений (например, жанра) на психологию читателя.
- Связь чтения с высшими психическими функциями (речь, мышление, память, воображение) и влияние на их развитие.
- Особенности процессов восприятия и понимания текста категориями читателей, имеющими различные отклонения в психическом и (или) физическом развитии.
Таким образом, социология и психология чтения выступаю как важные аспекты изучения читателей и читательской деятельности с точки зрения их общественно-индивидуальных характеристик, выявление которых позволяет глубже понять интересы и потребности читателей и организовать библиотечное обслуживание пользователей максимально эффективно с опорой на данные наблюдений, экспериментов, опросов, научных обобщений.