Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология и психология чтения

Книга и чтение как общественные явления

Появление книги, а также сопутствующих ее отраслей производства стало общественным явлением. На развитие книжной индустрии влияет совокупность:

  • социально-исторических факторов: уровень развития производственных и культурных сил общества;
  • общественно-политических факторов: господствующий тип управления и складывающийся в результате этого общественный строй;
  • экономических факторов, обусловливающих состояние рынка и потребности в книгоиздании;
  • идеологических факторов, определяющих господствующую систему мировоззренческих установок;
  • личностных факторов, связанных с биографией автора, его окружением, мировоззрением, установками.

Будучи общественными явлениями, книга и чтение выступают как факторы социализации личности, трансляции культурного опыта, средства коммуникации. Благодаря чтению реализуются следующие функции книги:

  1. Информационная функция, направленная на передачу знаний о мире и человек.
  2. Обучающая функция, связанная с передачей достижений науки и общественной практики, профессионального опыта.
  3. Коммуникативная функция, нацеленная на информационный обмен в процессе передачи сведений.
  4. Эстетическая функция, связанная с реализацией господствующего в обществе идеала прекрасного.
  5. Художественная функция, направленная на развитие вкуса к чтению произведений художественной литературы, а также удовлетворения художественно-эстетических потребностей.
  6. Рекреационная функция, связанная с реализацией развлекательной составляющей чтения, которое выступает средством отдыха, релаксации, культурного досуга.

Социология и психология чтения

Феномен чтения изучается различными отраслями науки и практики, однако в ХХ веке появились первые попытки рассмотреть его как самостоятельную область изучения. В результате чтение стало рассматриваться в двух аспектах:

  • с точки зрения его общественно-исторической функции и связи с социумом, его уровнем развития и потребностями в информации (социология чтения);
  • с точки зрения связи чтения с процессом становления личности человека, а также с индивидуальными читательскими вкусами, пристрастиями, предпочтениями, которые формируются у каждого читателя в ходе приобщения к книжному наследию.
«Социология и психология чтения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 1

Социология чтения представляет собой изучение чтения в аспекте его социально-исторической обусловленности.

Определение 2

Психология чтения выступает как сфера изучения читательских интересов, потребностей, предпочтений, мотивов выбора книг, которые формируются под влиянием индивидуального развития.

С точки зрения социологии и психологии чтение обладает деятельностной природой, однако каждая из областей выделяет в той деятельности собственную цель:

  1. В соответствии с социологией чтения его цель заключается в извлечении из текста социально-значимой информации, которая удовлетворила бы потребности субъекта, связанные с его функционированием как члена социума (например, образовательные потребности, культурные, информационные, досуговые и прочие).
  2. С точки зрения психологии чтения цель этой деятельности заключается в восприятии и понимании вербальной информации с целью ее последующей интерпретации.

В центре внимания социологии чтения находятся следующие аспекты изучения:

  1. Социально-демографический портрет читателя и читающего общества в целом: создание обобщенных характеристик читательских групп в соответствии с их полом, возрастом, социальным статусом, уровнем образования; выявление и анализ информационных потребностей и круга чтения этих групп, обусловленных социальными факторами.
  2. Общественная роль книги и чтения в социально-значимых видах деятельности: обучении и воспитании, общении, профессиональной деятельности, массовой коммуникации, культурно-просветительской деятельности, а также в сфере науки и искусства.
  3. Социальные факторы, обусловливающие специфику развития книжной отрасли в определенный социально-исторический период.

Психология чтения сосредоточена на анализе следующих аспектов:

  1. Изучение психофизиологических процессов, лежащих в основе восприятия и понимания текста.
  2. Изучение психологических мотивов и потребностей в чтении, определение круга читательских интересов с опорой на психологическую характеристику личности читателя.
  3. Создание социально-психологической типологии читателей для изучения особенностей их читательских потребностей, предпочтений, установок, вкусов.
  4. Выявление психологических аспектов воздействия различных компонентов литературных произведений (например, жанра) на психологию читателя.
  5. Связь чтения с высшими психическими функциями (речь, мышление, память, воображение) и влияние на их развитие.
  6. Особенности процессов восприятия и понимания текста категориями читателей, имеющими различные отклонения в психическом и (или) физическом развитии.

Таким образом, социология и психология чтения выступаю как важные аспекты изучения читателей и читательской деятельности с точки зрения их общественно-индивидуальных характеристик, выявление которых позволяет глубже понять интересы и потребности читателей и организовать библиотечное обслуживание пользователей максимально эффективно с опорой на данные наблюдений, экспериментов, опросов, научных обобщений.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot