Социологические исследования в практике работы публичных библиотек
В современной библиотечной деятельности большую роль играют комплексные подходы, основанные на изучении и анализе все сторон библиотечного обслуживания с целью повысить его качество и укрепить имидж библиотеки. В этом аспекте важно применять методы социологических исследований, позволяющих получить объективную и полную картину различных процессов библиотечно-информационной деятельности.
Социологические исследования в библиотеке представляют собой комплекс прикладных методик, которые направлены на выявление, изучение и анализ информации, касающейся библиотечно-информационного обслуживания, путем мониторинга данных, полученных от его участников – пользователей и библиотекарей.
В отличие от статистических методов анализа, социологические методы позволяют взглянуть на библиотечные процессы изнутри, со стороны их участников, а также реализовать антропологический принцип учета факторов, влияющих на эффективность и качество библиотечного обслуживания.
Социологические методы изучения деятельности библиотеки позволяют:
- Изучить потребности и нужды пользователей в области информационных продуктов и услуг.
- Определить сферу читательских интересов пользователей, а также уровень развития читательской культуры в целом.
- Выявить востребованность компонентов фонда и СБА.
- Оценить удовлетворенность пользователей услугами библиотеки.
- Проанализировать проблемы и трудности, с которыми сталкиваются сотрудники библиотеки в своей работе.
- Определить перспективы деятельности библиотеки на основе предложений и пожеланий библиотечных работников и пользователей.
Социологические исследования в библиотеках различаются по целям и по масштабу проведения:
- Наиболее крупные исследования проводятся в рамках всей страны. Как правило, они отличаются длительным периодом осуществления, большим количеством участников, а также трудоемкостью обработки и анализа результатов. Зато итоги таких социологических исследований дают широкомасштабную картину какого-либо аспекта библиотечно-информационной деятельности и позволяют применять их результаты для организации работы в рамках всей страны.
- Менее значительные по объемам и затратам времени и ресурсов – региональные исследования, дающие картину библиотечной жизни отдельного региона. Такие исследования удобны тем, что они не требуют длительной обработки результатов, могут проводиться сразу по разным направлениям и отражают боле объективную картину, характерную именно для данного региона.
- Локальные исследования показывают динамику библиотечных процессов в конкретном учреждении (или в библиотечной сети). Такие исследования проводятся регулярно с целью улучшения качества библиотечного обслуживания и выступают частью работы библиотеки с читателями.
Анкетирование как социологический метод мониторинга библиотечных процессов
Социологические исследования проводятся с помощью специального инструментария, в частности, с помощью анкет.
Анкета представляет собой опросный лист, содержащий перечень специально подобранных вопросов, ответы на которые позволяют сделать вывод о состоянии тех или иных сторон библиотечного обслуживания.
Анкеты по целевому назначению бывают трех видов:
- Анкеты, предназначенные для всех групп населения.
- Целевые анкеты, разрабатываемые под определенную категорию читателей.
- Анкеты для внутреннего использования (для сотрудников библиотеки).
По содержанию анкеты включают несколько тем:
- Изучение читательских интересов.
- Изучение востребованности фонда и его документов.
- Мониторинг удовлетворенности результатами библиотечного обслуживания.
- Исследование удовлетворенности сотрудников библиотеки результатами своей профессиональной деятельности.
Иногда в анкете объединяются вопросы разных направлений, что позволяет оценить не один параметр, а два и более. При составлении анкеты предпочтение отдается тем вопросам, которые носят конкретный характер. Например, вопрос «Как часто вы читаете?» является общим и не относится непосредственно к деятельности библиотеки. Его необходимо конкретизировать: «Как часто вы посещаете данную библиотеку, чтобы найти книгу для чтения?» (варианты ответа также должны быть конкретными). Анкеты могут включать как заранее заданные варианты ответов (закрытый тип), так и свободные ответы пользователей (открытый тип).
Обработка результатов социологического опроса включает количественный и качественный анализ:
- Первый вид анализа направлен на выявление процентного отношения внутри выборки и может быть представлен в виде диаграмм, схем, графиков, которые отражают количественные аспекты проблемы.
- Второй вид анализа связан с интерпретацией количественных данных. Например, библиотекарь отмечает, что среди массовых мероприятий среди подростков наибольшей популярностью в процентном отношении пользуется такая форма, как литературный квест. Это значит, что в практике работы с подростками необходимо использовать больше интерактивных форм взаимодействия (игр, викторин, конкурсов), потому что именно эти формы востребованы данной читательской группой и позволяют привлечь в библиотеку большее число пользователей.
Таким образом, социологические исследования в библиотеке являются залогом успешной реализации ее деятельности, так как они позволяют получить от пользователей обратную связь, на основании которой происходит улучшение качества библиотечных услуг.