Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школьная библиотека как вид библиотечного учреждения

Из истории школьных библиотек России

В типологии библиотечных учреждений особое место занимают школьные библиотеки, которые функционируют на базе средних школ и финансируются как их структурные подразделения.

Специфика школьной библиотеки заключается в ее двуединой направленности. С одной стороны, она представляет собой информационно-библиотечный центр, чья деятельность направлена на удовлетворение различных потребностей педагогического коллектива, учеников и их родителей. С другой стороны, она выступает как часть образовательной системы, выполняющая, помимо информационной, культурно-просветительской и досуговой функций еще и функцию обучения.

История школьных библиотек в России относится к концу XVII - началу XVIII веков. Именно в это время при гимназиях, кадетских корпусах, а также церковно-приходских школах начинают формироваться библиотеки для удовлетворения нужд учащихся и преподавателей. Как отмечают историки, к концу первой трети XIX века в России существовало шестьдесят две библиотеки такого типа. Значительный рост числа школьных библиотек наметился после реформ Александра II. С 1860-х годов при народных школах появляются библиотеки, финансируемые за счет пожертвований и платы за обучение. Сеть школьных постепенно растет, достигая к началу Первой мировой войны около семидесяти восьми процентов от общего числа всех библиотек страны.

После революции 1917 года продолжается развитие сети школ и школьных библиотек в рамках деятельности по массовой ликвидации безграмотности. В первое послереволюционные десятилетие учреждаются специальные издательства, обслуживающие школы и их потребности в книгоиздании. К ним можно отнести «Учпедгиз», а также издательство «Школьная библиотека». В это же время остро стоит вопрос подготовки кадров для работы в школьных библиотеках, где вводится специальная должность библиотекаря.

В период Великой Отечественной войны многие школьные библиотеки и их фонды сильно пострадали, однако впоследствии они были восстановлены. С 1970-х годов библиотечное обслуживание в школе приобрело те черты, которые сохранились до настоящего времени. На школьную библиотеку были возложены обязанности по бесплатному обеспечению детей учебной литературой, по библиотечному обслуживанию учителей и родителей, а также работа, связанная с реализацией воспитательной функции.

В настоящее время школьные библиотеки при средних общеобразовательных учреждениях продолжают развиваться в контексте новых тенденций в сфере образования. В настоящий момент в России насчитывается более шестидесяти двух тысяч учреждений подобного типа.

«Школьная библиотека как вид библиотечного учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Школьная библиотека как вид библиотечного учреждения

Современная школьная библиотека отличается полифункциональностью. Она выступает не только как инструмент информационного обеспечения учебной деятельности, но и в качестве структурного подразделения, обеспечивающего воспитательную, учебно-методическую и просветительскую функции.

Основные особенности, присущие школьной библиотеке:

  1. Открытость и доступность ее ресурсов, представленных в разных форматах: печатном, мультимедийном и цифровом.
  2. Образовательная направленность, связанная с формированием информационной культуры и читательских компетенций детей.
  3. Воспитательное значение, предполагающее работу по всестороннему воспитанию детей в рамках интеллектуального, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического и других направлений.
  4. Методический аспект деятельности, предполагающий помощь учителям и взаимодействие с ними по вопросам создания учебно-методического и дидактического фонда материалов, обмена опытом и проч.

В современном мире статус школьной библиотеки меняется: она превращается в информационно-учебный центр, который решает различные задачи в сфере образования, воспитания, культурного просвещения и развития учащихся. В связи с этим расширяется круг ее деятельности, актуальными становятся проблемы модернизации школьных библиотек, их ресурсного и кадрового обеспечения, а также формирования нормативно-правовой базы их деятельности.

В средней школе библиотека становится единым центром доступа не только к информации на разных носителях, но и к безопасному Интернету, оргтехнике и иным техническим ресурсам. Меняется инфраструктура школьной библиотеки за счет реализации принципов «гибкого» зонирования пространства, в котором появляются локации для коллективной и индивидуальной работы, зоны презентации образовательных ресурсов и обслуживания читателей, а также пространство отдыха.

Важным аспектом модернизации библиотек является внедрение в практику работы автоматизированных систем комплектования и учета фондов, а также обслуживания читателей. Школьные библиотеки включаются в единую систему электронной заявки на приобретение литературы, переводятся традиционный бумажный каталог в электронный вид, эффективно внедряется система электронного абонемента.

На базе школьной библиотеки функционируют объединения, способствующие кооперации усилий участников образовательного процесса, направленные на развитие и раскрытие творческого потенциала учеников и педагогов. Педагоги-библиотекари, являясь частью педагогического коллектива, активно включаются в образовательную и воспитательную деятельность, разрабатывая программы внеурочной работы, осуществляя руководство кружками и клубами по интересам.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot