Из истории школьных библиотек России
В типологии библиотечных учреждений особое место занимают школьные библиотеки, которые функционируют на базе средних школ и финансируются как их структурные подразделения.
Специфика школьной библиотеки заключается в ее двуединой направленности. С одной стороны, она представляет собой информационно-библиотечный центр, чья деятельность направлена на удовлетворение различных потребностей педагогического коллектива, учеников и их родителей. С другой стороны, она выступает как часть образовательной системы, выполняющая, помимо информационной, культурно-просветительской и досуговой функций еще и функцию обучения.
История школьных библиотек в России относится к концу XVII - началу XVIII веков. Именно в это время при гимназиях, кадетских корпусах, а также церковно-приходских школах начинают формироваться библиотеки для удовлетворения нужд учащихся и преподавателей. Как отмечают историки, к концу первой трети XIX века в России существовало шестьдесят две библиотеки такого типа. Значительный рост числа школьных библиотек наметился после реформ Александра II. С 1860-х годов при народных школах появляются библиотеки, финансируемые за счет пожертвований и платы за обучение. Сеть школьных постепенно растет, достигая к началу Первой мировой войны около семидесяти восьми процентов от общего числа всех библиотек страны.
После революции 1917 года продолжается развитие сети школ и школьных библиотек в рамках деятельности по массовой ликвидации безграмотности. В первое послереволюционные десятилетие учреждаются специальные издательства, обслуживающие школы и их потребности в книгоиздании. К ним можно отнести «Учпедгиз», а также издательство «Школьная библиотека». В это же время остро стоит вопрос подготовки кадров для работы в школьных библиотеках, где вводится специальная должность библиотекаря.
В период Великой Отечественной войны многие школьные библиотеки и их фонды сильно пострадали, однако впоследствии они были восстановлены. С 1970-х годов библиотечное обслуживание в школе приобрело те черты, которые сохранились до настоящего времени. На школьную библиотеку были возложены обязанности по бесплатному обеспечению детей учебной литературой, по библиотечному обслуживанию учителей и родителей, а также работа, связанная с реализацией воспитательной функции.
В настоящее время школьные библиотеки при средних общеобразовательных учреждениях продолжают развиваться в контексте новых тенденций в сфере образования. В настоящий момент в России насчитывается более шестидесяти двух тысяч учреждений подобного типа.
Школьная библиотека как вид библиотечного учреждения
Современная школьная библиотека отличается полифункциональностью. Она выступает не только как инструмент информационного обеспечения учебной деятельности, но и в качестве структурного подразделения, обеспечивающего воспитательную, учебно-методическую и просветительскую функции.
Основные особенности, присущие школьной библиотеке:
- Открытость и доступность ее ресурсов, представленных в разных форматах: печатном, мультимедийном и цифровом.
- Образовательная направленность, связанная с формированием информационной культуры и читательских компетенций детей.
- Воспитательное значение, предполагающее работу по всестороннему воспитанию детей в рамках интеллектуального, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического и других направлений.
- Методический аспект деятельности, предполагающий помощь учителям и взаимодействие с ними по вопросам создания учебно-методического и дидактического фонда материалов, обмена опытом и проч.
В современном мире статус школьной библиотеки меняется: она превращается в информационно-учебный центр, который решает различные задачи в сфере образования, воспитания, культурного просвещения и развития учащихся. В связи с этим расширяется круг ее деятельности, актуальными становятся проблемы модернизации школьных библиотек, их ресурсного и кадрового обеспечения, а также формирования нормативно-правовой базы их деятельности.
В средней школе библиотека становится единым центром доступа не только к информации на разных носителях, но и к безопасному Интернету, оргтехнике и иным техническим ресурсам. Меняется инфраструктура школьной библиотеки за счет реализации принципов «гибкого» зонирования пространства, в котором появляются локации для коллективной и индивидуальной работы, зоны презентации образовательных ресурсов и обслуживания читателей, а также пространство отдыха.
Важным аспектом модернизации библиотек является внедрение в практику работы автоматизированных систем комплектования и учета фондов, а также обслуживания читателей. Школьные библиотеки включаются в единую систему электронной заявки на приобретение литературы, переводятся традиционный бумажный каталог в электронный вид, эффективно внедряется система электронного абонемента.
На базе школьной библиотеки функционируют объединения, способствующие кооперации усилий участников образовательного процесса, направленные на развитие и раскрытие творческого потенциала учеников и педагогов. Педагоги-библиотекари, являясь частью педагогического коллектива, активно включаются в образовательную и воспитательную деятельность, разрабатывая программы внеурочной работы, осуществляя руководство кружками и клубами по интересам.