Российская библиотека в современной системе правовых отношений
В современных условиях развития информационного общества основу деятельности библиотеки составляют нормы права, которые определяют все направления ее работы. Базовыми с точки зрения их значимости являются Конституция страны, а также федеральные нормативно-правовые акты – законодательство о культуре, а также закон о библиотечном деле, принятые в 1992 и 1994 годах, соответственно, и подвергавшиеся нескольким редакциям.
На основании этих законов массовые библиотеки России действуют как институты муниципальных образований и производят библиотечно-информационное обслуживание и обеспечивают культурно-досуговую деятельность.
В каждом субъекте действуют региональные законы, касающиеся организации деятельности библиотек, которые определяют порядок предоставления библиотечных услуг, права и обязанности субъектов библиотечных отношений, а также прочие стороны деятельности библиотеки.
Основной тенденцией, которая характеризует правовую регламентацию работы библиотек в России, является приведение ее к мировым стандартам библиотечного дела. Этому способствуют нормативно-правовые документы, касающиеся разработки концепции оказания библиотечных услуг. В 2001 году в России был принят один из таких документов – «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». В нем представлен минимальный набор услуг, оказываемых библиотекой, а также основные направления модернизации библиотечной сферы. Вопросы, разрабатываемые модельным стандартом, весьма разнообразны и касаются, например, комплектования фондов, организации пространства, подготовки и повышения квалификации сотрудников.
С 2000 года все большую значимость в правовом поле деятельности библиотек приобретают документы, изданные Российской библиотечной ассоциацией, а именно: «Кодекс профессиональной этики библиотекаря», «Профессиональный стандарт деятельности библиотекаря», которые содержат набор эталонных признаков в сфере профессиональной подготовки работников библиотечной отрасли.
Иные нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек, подразделяются на две группы:
- Организационные, к которым относят стандарты, регламентирующие все виды библиотечной деятельности. К примеру, стандарты библиографической работы, оказания библиотечных услуг, комплектования и обработки фондов.
- Распорядительные и управленческие, связанные с внутренними процессами управления деятельность библиотеки. К ним можно отнести устав, положения, должностные инструкции, нормы охраны труда, коллективный договор и проч. Это документы локального уровня, принимаемые самой библиотекой для осуществления внутрибиблиотечных процессов.
Защита интеллектуальной собственности и информационная безопасность в библиотеке
Важным аспектом деятельности библиотеки является использование информационных ресурсов в рамках правовых норм, определенных законодательством в области защиты интеллектуальной собственности. В частности, положения законодательства в этой сфере определяют порядок использования авторских документов, их тиражировании и распространения, а также защитить права интеллектуальной собственности самих библиотек при создании ими собственной информационной продукции: методических пособий, библиографических материалов и проч.
Так как библиотека является частью информационной системы общества, то она подчиняется закону «Об информации…», который характеризует правовые аспекты деятельности всех субъектов информационных систем. В соответствии с этим законом определен порядок предоставления услуг, выделены приоритетные направления платного библиотечного обслуживания, а также определены порядок и условия оказания всех информационных ресурсов пользователям.
В 2010 году был принят законодательный акт федерального уровня, содержанием которого являются нормы и условия защиты детей от информации, негативно сказывающейся на их здоровье и развитии. В соответствии с требованиями библиотека должны оградить детей от ресурсов, не предназначенных для детского чтения, а также таким образом организовать работу с фондами, чтобы источники, не предназначенные для данной возрастной категории, исключались из сферы обслуживания этих пользователей. На практике это выражается в маркировке фонда в соответствии с возрастными категориями пользователей, а также в дифференциации обслуживания разных возрастных групп читателей.
Чтобы оградить потребителя от материалов, признанных законом экстремистскими, порнографическими и проч., библиотеки регулярно проверяют фонды на наличие таких изданий. Кроме этого, все автоматизированные рабочие места в библиотеке оборудуются специальными программными фильтрами, запрещающими доступ к информации, нарушающей законодательство РФ.
Работая с персональными данными пользователей, библиотеки обеспечивают их защиту, исключающую возможность утери или доступа к ним третьих лиц. Все пользователи библиотеки подписывают информированное согласие, касающееся обработки персональных данных, а библиотекари отвечают за их сохранность.
Российская библиотека включается в современную систему правовых отношений как субъект, осуществляющий информационную деятельность и управление внутренними процессами жизни коллектива.