Роль Николая Рубакина в развитии отечественного книжного и библиотечного дела: исследование детского чтения и проблем его формирования
Николай Александрович Рубакин (1862-1946) известен как просветитель, культурный деятель, а также видный библиограф. Окончив в 1887 году Петербургский университет, Н. А. Рубакин стал заниматься научной, издательской, а также библиотечной деятельностью.
Как энтузиаст книжного дела, Н. А. Рубакин видел неразрывную связь образования и развития читательской культуры личности. В книге он видел источник самообразования, непрерывного личностно и профессионального роста индивида. Особую методическую ценность представляют работы Н. А. Рубакина, которые посвящены исследованию читателей и их интересов. Он также известен как создатель целого направления – библиопсихологии, которое сосредоточено на изучении психологических аспектов чтения и личности читателя.
Деятельность Н. А. Рубакина-библиотекаря начинается сразу после окончания университета, когда он начинает собирать свою библиотеку. Впоследствии его обширная коллекция, включавшая более 80 тысяч томов, была передана в дар петербургской «Лиге образования». Аналогичную по объему библиотеку, собранную просветителем в Швейцарии в последние годы его жизни, Н.А. Рубакин оставил России. Сейчас книжное наследие Рубакина составляет одну из коллекций Российской государственной библиотеки.
Н. А. Рубакин значительно опередил свое время, уделив особое внимание проблеме развития детского чтения. В статье 1909 года «Как должно быть организовано внеклассное чтение» он отмечал, что чтение в подростковом возрасте имеет образовательные и воспитательные задачи. Необходимо руководить процессом детского чтения, чтобы получить из ребенка активного читателя в будущем. При этом просветитель видел в привычке к систематическому чтению залог развития мышления и личности ребенка, который с помощью книги учиться думать, формировать и отстаивать свое мнение.
Отмечая проблемы в приобщении к чтению подростков, Н. А. Рубакин выступал против педагогического диктата в выборе книг. Он опирался на принципе свободного выбора тех книг, которыми располагает библиотека. Задача руководителя детского чтения – познакомить ребенка с ними, приобщить к наиболее значимым культурным достижениям через систему познавательных бесед, совместное чтение, клубную работу. Исследователь также отмечал, что у каждого читателя-ребенка свои собственные интересы и потребности, которые определяются возрастными особенностями. Поэтому он настаивал на подходе к детскому чтению, при котором учитывается деление читателей на возрастные категории, в общих чертах совпадающие с современными типологиями.
Н. А. Рубакин подчеркивал особую роль школьных учителей в формировании читательских потребностей и интересов детей. Так, в статье «Несколько слов о системе чтения» просветитель писал о внеклассном и домашнем чтении как эффективных инструментах развития личности читателя-школьника, который нуждается в руководстве со стороны педагога в выборе книг и организации чтения. Особенно продуктивным, как считал Н. А. Рубакин, является коллективное чтение и последующее обсуждение прочитанного, прививающее ребенку навыки работы с книгой, воспитывающее любовь к чтению. Он выступа против механического усвоения текста, отмечая, что значимым является «переживание» содержания книги, обогащающее внутренний мир человека.
Проблемы библиопсихологии и самообразования в трудах Н. А. Рубакина
Один из фундаментальных трудов Н. А. Рубакина – книга «Этюды о русской читающей публике». Она охватывает широкий круг вопросов, которые связаны с разными аспектами библиотечной деятельности. При этом собственно книгоиздательские и библиотечные проблемы в ней соседствуют с темами народного образования и обзорами портретов разных групп читателей.
Значительное место в системе самообразования библиотекарей занял труд Н. А. Рубакина «Среди книг», в котором он представил идейно-философский обзор более двадцати тысяч произведений русских авторов. Книга одновременно имела и популяризаторский, и рекомендательный, и практический характер, потому что на ее основе формировались фонды публичных библиотек.
Отдельный аспект трудов Н. А. Рубакина – его исследования в области нового, созданного им направления, которое получило название библиопсихологии. Исследователь отмечал, что между психологическим типом личности читателя и теми книгами, которые входят в круг его чтения, есть связь, которую необходимо выявить и изучить. Это даст возможность построить типологию психологических читательских типов и эффективнее руководить чтением, опираясь на знания о потребностях и интересах личности.
Отдельное направление деятельности Н. А. Рубакина – это составление образовательных программ для библиотекарей и специалистов, занимающихся вопросами народного просвещения. Считая книгу источником знаний, Н. А. Рубакин рассматривал образование как самообразование путем систематического и правильно организованного чтения.
Таким образом, вклад Николая Александровича Рубакина в развитие отечественного книжного и библиотечного дела трудно переоценить, поскольку его научно-методические идеи до сих востребованы в процессе библиотечно-информационного образования.