Понятие информационной культуры в библиотечной сфере
Информационная культура личности предстает как многоаспектное понятие, связанное с набором компетенций, необходимых до ориентации индивида в условиях изменяющегося социума.
Имея междисциплинарный характер, понятие информационной культуры рассматривается специалистами разных отраслей в разных аспектах. Так, библиотечные работники акцентируют в этом понятии способность человека к усвоению информации из разных источников с помощью эффективных методов и приемов ее поиска, анализа и оценки. В то же время специалисты в области компьютерной техники подчеркивают важность компьютерной грамотности, владения навыками работы с современными телекоммуникационными технологиям и ресурсами.
Применительно к деятельности библиотеки информационную культуру понимают как совокупность компетенций в области использования источников информации для удовлетворения потребностей в познании и саморазвитии.
Информационная культура включает систему компетенций, которые определяют не особенности:
- Информационные знания и навыки, определяющие уровень информационной подготовки.
- Потребности в информации и их иерархию.
- Читательские компетенции, касающиеся навыков работы с информационными источниками по извлечению из них необходимых сведений.
- Коммуникативная грамотность, включающая совокупность знаний и умений, связанных с общением, установлением контактов в профессиональной, образовательной, повседневной деятельности.
- Техническая компетенция, обусловливающая владение современными телекоммуникационными средствами.
Информационная культура имеет внутреннюю иерархию уровней, включая информационную культуру общества в целом и информационную культуру личности. Кроме этого, понятие информационной культуры может рассматриваться в аспекте культуры человечества как ее часть.
Пути формирования информационной культуры в библиотеке
Миссия библиотеки в современном мире связана с формированием информационной культуры личности пользователя. Это значит, что библиотека ставит перед собой следующие задачи:
- Создавать условия для формирования системы информационных знаний и умений пользователя.
- Способствовать развитию читательских компетенций, формируя потребности в чтении, круг чтения и его стратегии, а также навыки работы с источниками информации.
- Формировать условия для осуществления коммуникации между автором (ресурсом) и читателем, также между читателями и читателями и библиотечными работниками.
- Помогать формированию необходимых технических компетенций для работы в современной информационной среде.
Для реализации этих задач библиотека использует следующие формы работы:
- Информационное обслуживание пользователей.
- Библиографическое консультирование.
Первый аспект деятельности связан с массовой и индивидуально-групповой работой по обслуживанию читателей абонемента, читальных залов. Он включает книговыдачу, прием прочитанной литературы, информирование пользователей о составе фондов, а также осуществление массовой работы, направленной на популяризацию чтения и пропаганду книги.
Второе направление работы связано с оказанием пользователям справочно-информационных услуг с использованием информационных и библиографических ресурсов. К этому виду деятельности можно отнести индивидуальное и групповое консультирование, проведение бесед, посвященных работе с СБА и библиографическими источниками данных, а также выполнение справок и подготовку специальных изданий, способствующих распространению библиографических знаний.
Информационная культура библиотечных специалистов
В процессе формирования информационной культуры библиотекаря-профессионала используются другие формы работы:
- Чтение профессиональной литературы, включая периодику, монографии, знакомство со стандартами библиотечной деятельности, а также повышение правовой культуры библиотекаря.
- Обмен опытом с коллегами, институт наставничества для молодых специалистов.
- Подготовка к аттестации, прохождение курсов повышения квалификации, а также курсов, направленных на обучение основам новых технологий.
- Изучение библиотечной инноватики, методических рекомендаций, издаваемых передовыми библиотечно-информационными учреждениями.
- Прохождение стажировок в других библиотечных учреждениях.
- Самообразование с использованием различных ресурсов.
Важность постоянного повышения информационной культуры специалистов библиотечной отрасли обусловлена тем, что от ее уровня зависит качество обслуживания пользователей, степень эффективности библиотечно-библиографической деятельности. При этом, оставаясь в русле современных тенденций, библиотекарю необходимо сохранять и совершенствовать традиционные формы работы, показавшие свою эффективность на практике.