Характеристика искусства как информационной сферы
Искусство в системе общественных уровней функционирует в составе художественной культуры и вместе с тем выступает как самостоятельная сфера деятельности: охватывающая разные области творчества: музыку, живопись, литературу, скульптуру и проч.
Термин «искусство» многозначен, но мы будем понимать под ними системное образование, включающее само художественное творчество, направленное на создание произведений, а также результаты этого творчества и процессы, связанные с функционированием художественных творений в обществе.
Искусством как самостоятельной отраслью научного знания занимается искусствоведение, которое занимается теоретическим изучением искусства, а также вопросами, связанными с освещением его истории, и художественной критикой.
В силу неоднородности искусства в нем выделяют три класса различных видов искусств на основании такого критерия, как характер материальных средств, участвующих в создании произведений искусства:
- Пространственные искусства, к которым можно отнести скульптуру и архитектуру, фотографию и графику, дизайн и др.
- Временные искусства, представленные, например, литературой и музыкой.
- Синтетические, которые включают такие виды, как театр, танец и проч.
Каждый вид (класс) искусства создают собственный информационный продукт, которым является произведение искусства, обладающее специфическими характеристиками: образностью, универсальностью, символичностью, эстетической ценностью, концептуальностью и так далее.
В то же время произведение искусства выступает не только как продукт творческой деятельности, но и как информационный ресурс по той или иной предметной области, в рамках которое он создан. Например, произведения художественной литературы является ценным информационным ресурсом для лингвистов, литературоведов, культурологов, искусствоведов, каждый из которых рассматривает их с точки зрения своей предметной области.
Произведение искусства также является источником информации об истории искусства, а именно: о том историческом периоде в развитии искусства и художественной культуры, когда оно было создано. Особо ценные с точки зрения истории искусства произведения становятся объектами хранения и экспонирования в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках.
Произведения искусства как ресурс информации по предметной области
Как информационный ресурс произведение искусства функционирует на нескольких уровнях:
- Источниковедческий уровень, который предполагает изучение и описание произведения искусства с точки зрения его родовой и жанровой специфики. Если речь идет о книжном издании, то оно является источником библиографических сведений, которые востребованы в процессе описания издания. Другие произведения искусства (например, предметы материальной культуры в музейных коллекциях) также подлежат учету как музейные экспонаты, и в их учетных карточках содержится основная информация об этом произведении искусства.
- Научно-исследовательский уровень, который связан с изучением и анализом произведений искусства специалистами разных наук. К примеру, произведение литературы становится источником знаний о языке и стиле писателя, особенностях языка эпохи, образах и художественных приемах. Произведение живописи рассматривается с точки зрения стиля, техники, мастерства, жанровых особенностей и проч. Таким образом, произведение искусства становится источником информации в области науки, которая делает его предметом своего рассмотрения.
- Культурологический уровень, который предполагает, что произведение искусства, обладающее культурной ценностью, может служить источником сведений об истории культуры. Например, Ю.М. Лотман рассматривал «Евгения Онегина» как источник информации культурологического характера, из которого можно узнать особенности культуры, быта, жизни поместного и столичного дворянства первой трети XIX века.
- Историко-культурный уровень, связанный с информацией о времени создания произведении, господствующем эстетическом каноне, стиле или художественном методе, а также обстоятельствах, повлиявших на создание произведение (например, биографические, исторические данные, относящиеся к процессу работы над произведением).
- Семиотический уровень, предполагающий анализ произведения как культурного знака, имеющего определенное значение как для эпохи его создания, так и для современности.
Помимо собственно произведений искусства, которые выступают источниками данных в разных областях знания, существует еще и вспомогательный аппарат, который помогает с изучением произведением. Обычно он формируется в системе таких учреждений культуры, как библиотеки, музеи, архивы, фонды и проч. и является результатом информационно-аналитической работы с объектами искусства.
Таким образом, произведения искусства как ресурс информации по предметной области предоставляют различные сведения, которые необходимы исследователям и ученым для работы с ними.