Специфика преподавания предметной области «Искусство» в школе
В условиях модернизации российского образования школьные библиотеки приобретают особую роль как методические и учебно-информационные центры, которые осуществляют помощь и информационную поддержку в процессе реализации программ образования.
Особую роль деятельность библиотеки как методического ресурсного центра играют в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла. К ним относятся изобразительное искусство, музыка, в некоторых школах – мировая художественная культура. Данные дисциплины объединяются в одну предметную область «Искусство». Для ее преподавания характерна установка на следующие аспекты:
- Привлечение к уроку дополнительных материалов.
- Опора на самостоятельную и проектную деятельность ребенка.
- Развитие эстетических вкусов за счет вовлечения в процесс взаимодействия с художественным произведением.
- Ориентация на интересы и склонности ребенка с целью содействия развития его способностей и творческого потенциала.
Преподавание предметной области «Искусство» базируется на единстве трех принципов:
- Знакомство школьников с лучшими образцами художественных произведений в разных областях искусства.
- Посещение мероприятий специальной направленности (концерты, выставки, музеи), репрезентирующих состояние современного искусства.
- Создание условий для собственной творческой деятельности школьников.
В ходе изучения предметов данной области, ребенок, приобретая опыт взаимодействия с музыкальными, изобразительными, литературными произведениями, не только получают необходимые знания в области теории и истории искусства, но и пробуют свои силы в художественно-творческой деятельности.
Деятельность школьной библиотеки по информационному обеспечению в изучении предметной области «Искусство»
В связи с разнообразием направлений и содержания обучения, учитель, преподающий в школе предметы цикла «Искусство», сталкивается с необходимостью постоянно искать источники информации для подготовки к уроку, использовать различные типы документов для создания целостной картины восприятия произведений музыки, живописи, архитектуры. В связи с этим большую методическую помощь ему может оказать школьная библиотека, обеспечивающая информационное сопровождение обучения. Для этого педагог-библиотекарь проводит систематическую работу, в которую входят следующие задачи:
- Поиск и систематизация материалов по теме «Искусство» в различных источниках.
- Ведение специальной картотеки материалов по теме «Искусство», в которой фиксируются все источники информации.
- Создание коллекции цифровых ресурсов (медиатеки), посвященных теме. Сюда могут входить аудиозаписи музыкальных произведений, репродукции картин, текстовые материалы, ссылки на источники информации в свободном доступе.
- Организация выставок, посвященных раскрытию возможностей фонда в освещении тем, связанных с искусством. Это выставки, которые рассказывают о русских и зарубежных композиторах и художниках, жанровые выставки, посвященные, например, отдельным видам произведений в музыке или в живописи.
- Проведение совместно с учителем открытых мероприятий в интересной для детей форме (викторины, игры, квесты), посвященных теме «Искусство».
Большую роль в информационной поддержке преподавателя играет библиографическая деятельность. Педагог-библиотекарь осуществляет следующие виды работ:
- Создание баз данных (картотеки), посвященной тематическому направлению.
- Разработка полнотекстовых ресурсов в цифровом формате с возможностью онлайн-доступа к ним учеников и учителя.
- Выпуск специальной библиографической продукции, посвященной теме «Искусство». К примеру, это могут быть буклеты, библиографические пособия, а также указатели.
- Проведение библиографических обзоров, посвященных литературе, относящейся к музыкальному творчеству, живописи, мировой художественной культуре.
В области комплектования фондов работа библиотекаря заключается в помощи учителю в формировании подборок литературы по теме:
- Составление библиографических списков новинок литературы.
- Заказ и приобретение соответствующей литературы.
- Организация получения необходимой литературы в рамках работы обменно-резервного фонда.
- Оформление подписки на тематические издания, в том числе и электронной.
Кроме этого, библиотекарь обеспечивает учебный процесс необходимой учебной литературой, приобретая учебники по музыке, изобразительному искусству.
В области массовой работы с читателями-школьниками библиотекарь согласует тематику мероприятий художественно-эстетического направления с учебной программой по музыке и искусству. Это помогает встроить воспитательную и просветительскую работу библиотеки в единый образовательный процесс и содействовать работе педагога.
Таким образом, деятельность библиотекаря школы по информационно-методической поддержке преподавания предметной области «Искусство» носит комплексный характер и отражается во всех сторонах библиотечной работы.