Электронные ресурсы библиотеки
Электронные ресурсы в библиотеке на сегодняшний день занимают важное место среди всех информационных ресурсов, которыми она располагает. Это обусловлено рядом преимуществ данного типа информации перед традиционными формами представления сведений:
- Электронные ресурсы экономичны, компактны и удобны в хранении, обработке и использовании.
- Электронные документы могут быть одновременно востребованы несколькими пользователями.
- Доступ к электронным документам может быть предоставлен удаленно, что избавляет пользователя от необходимости лично посещать библиотеку.
- Электронные документы не подвержены физическому износу, могут регулярно обновляться, что делает их надежным и актуальным источником информации.
Библиотека обладает различными видами информационных ресурсов. Их можно условно разделить на три группы в зависимости от выполняемых функций:
- Информационно-библиографические ресурсы, к которым относится сайт библиотеки, электронный каталог, а также полнотекстовые базы данных.
- Информационно-справочные: электронные справочные службы, электронный абонемент и электронный читальный зал.
- Образовательные ресурсы: коллекции лекций, презентаций, онлайн-учебников, энциклопедий, тестов и так далее.
- Ресурсы мультимедиа: презентации, видеозаписи, аудиофайлы и проч.
- Интерактивные ресурсы: электронные выставки, литературные карты.
Продвижение электронных ресурсов библиотек
Продвижение электронных ресурсов библиотек осуществляется с помощью следующих инструментов:
- Библиотечный сайт, который представляет собой универсальное средство презентации библиотеки в электронной среде. Сайт представляет собой платформу, на которой библиотека может размещать в открытом доступе разнообразную информацию: сведения о структуре, информацию о составе фонда, объявления о проводимых акциях и мероприятиях, сообщения о книжных новинках и другую актуальную для пользователей информацию. Нередко сайт содержит ссылки на другие информационные ресурсы: порталы электронных библиотек художественной или научной литературы, полнотекстовые базы данных, мультимедийные ресурсы. Через сайт библиотеки может быть организован доступ пользователя в электронный каталог, а также библиотечно-библиографическое обслуживание. Например, сотрудники библиотеки могут принимать виртуальные информационные запросы, осуществлять поиск и выдачу файлов с оцифрованными документами, запрашиваемыми пользователем, проводить онлайн-трансляции семинаров и мероприятий, а также организовать работу виртуальных выставок.
- Социальные сети также выступают как средство продвижения электронных ресурсов библиотеки, хотя основная их цель – создания имиджа учреждения среди читающей публики. Многие библиотеки в социальных сетях размещают ссылки на актуальные электронные ресурсы, ведут информационно-просветительскую работу, рассказывая о содержании и видах ресурсов, которыми обладает библиотека для удовлетворения пользовательских запросов.
- Блоги, которые могут быть как корпоративными, так и персональными и создаются для продвижения библиотеки в целом в виртуальной среде.
- Виртуальная библиографическая и (или) справочная служба организуется как открытая общедоступная служба удовлетворения информационных запросов посредством интернет-технологий в виртуальной среде. Ее удобство для читателя заключается в том, что он может осуществлять запросы без посещения библиотеки со своего электронного устройства, не будучи привязанным к оказанию библиотечно-библиографических услуг территориально.
Продвижение электронных ресурсов библиотеки может осуществляться не только через специальные виртуальные службы, но и в ходе библиотечно-библиографического обслуживания населения. Мультимедийные ресурсы могут быть задействованы при организации массовых мероприятий, а также акций, призванных познакомить пользователей с фондами библиотеки. Также электронный каталог в процессе поиска необходимой информации практически полностью вытеснил каталог на бумажном носителе, поэтому специалисты обращаются к его базам и обучают пользователей работать с электронным каталогом, осуществляя поиск необходимой информации.
Как продвижение электронных ресурсов можно рассматривать ставшую популярной работу по обучению созданию буктрейлеров. На сегодняшний день это направление востребовано среди подростков и молодежи и является методом продвижения книги и чтения в виртуальной среде. Библиотеки организуют конкурсы на лучший буктрейлеров среди специалистов и читателей, размещают видеоматериалы с готовыми буктрейлерами на сайтах и в социальных сетях, делая их общедоступными.
Таким образом, существуют многообразные формы продвижения электронных ресурсов библиотеки, которые помогают сделать библиотечно-информационное обслуживание частью современной цифровой реальности.