Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Платные услуги в библиотеке

Платные услуги в библиотеке

В связи с изменениями, затронувшими российское общество в 1990-е годы, сфера действия принципов рыночной экономики проникла в области, которые традиционно не были вовлечены в рыночные отношения. К ним относят сферу образования, культуры, здравоохранения. В соответствии с новыми принципами хозяйственной деятельности общества государство стало поощрять самостоятельную экономическую деятельность предприятий, относящихся к бюджетному сектору. Это связано как с сокращением финансирования многих учреждений, так и с необходимостью развивать рынок платных услуг, которые бы смогли обеспечить дополнительную прибыль организации.

В библиотеке, как и в других учреждениях культуры, в практику обслуживания были введены так называемые услуги, оказываемые на возмездной основе. Это позволило, с одной стороны, расширить спектр деятельности библиотеки, а с другой стороны, способствовало формированию культуры самостоятельной экономической деятельности в библиотеке.

Определение 1

Платные услуги представляют собой информационные, полиграфические, культурно-просветительской и иные виды услуг, которые библиотека оказывает пользователям на возмездной основе.

В муниципальных библиотеках строго разграничиваются два вида услуг по характеру их финансирования:

  1. Бесплатные услуги, которые представляют минимум в сфере библиотечно-информационного обслуживания, определенный законодательно. В этот минимум входят основные стандарты библиотечно-информационного обслуживания, которые пользователь получает бесплатно. К ним можно отнести, например, пользование фондом, использование СБА библиотеки, посещение массовых мероприятий, выставок и проч.
  2. Платные услуги, которые оказываются в соответствии с планом и порядком оказания такого рода услуг пользователям. При этом тарифы на обслуживание являются фиксированными и устанавливаются органами муниципального управления.
«Платные услуги в библиотеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные виды платных услуг

Основные виды платных услуг, которые получает пользователь в библиотеке:

  1. Копировальные услуги, направленные на удовлетворение потребности пользователя в создании копий документов посредством использования специальной техники. Это может быть как изготовление бумажных копий документов, так и копирование электронных цифровых документов с соблюдением норм законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.
  2. 1, Полиграфические услуги, связанные с набором текста на компьютере, его форматированием, распечаткой, брошюровкой и проч.
  3. Библиографические услуги, предоставляющие широкий спектр информации в области библиографии. К этим услугам можно отнести составление библиографических списков, а также их оформление в соответствии с требованиями стандартов, выполнение разных типов библиографических справок, библиографическое информирование на основе платных абонементов, выпуск платной библиографической продукции по заказу предприятий или отдельных читателей.
  4. Информационно-просветительские услуги, которые предполагают проведение платных библиотечных уроков, лекций, мастер-классов, практических занятий по формированию основ информационной культуры и библиотечно-библиографических навыков.
  5. Информационно-библиотечные услуги, например, платные абонементы для мелких или особо ценных книг, предоставление документов через сервисы электронной доставки, оцифровка документов по заказу пользователей.
  6. Досуговые услуги, связанные с реализацией деятельности платных клубов и кружков, проведением мастер-классов, воркшопов с участием приглашенных специалистов.

Требования к библиотечным платным услугам

Основные принципы формирования платных услуг в библиотеке опираются на законы библиотечного маркетинга, основанного на изучении потребностей пользователей и способах удовлетворения этих потребностей. К этим принципам относят:

  1. Принцип востребованности услуг, связанный с тем, что перечень платных услуг, оказываемых библиотекой, ориентирован на актуальные потребности пользователей.
  2. Принцип экономической целесообразности, который предполагает, что затраты на оказание платных услуг не должны превышать прибыли от их реализации.
  3. Принцип качества и конкурентоспособности, предполагающий оказание услуг, соответствующих высоким стандартам качества в данной сфере и способных конкурировать с другими услугами в данном сегменте рынка.
  4. Принцип эффективности, который связан с тем, что услуги предоставляются быстро, в оптимальном для пользователей формате, что способствует экономии времени и ресурсов.
  5. Принцип технологичности, предполагающий внедрение в процесс оказания услуг современных технологий, обеспечивающих их оптимальное качество.
  6. Принцип динамичности, который связан с тем, что перечень услуг все время видоизменяется, ориентируясь на потребности пользователей и уровень развития современной информационной сферы.

При оказании платных услуг библиотеки руководствуются представлениями о том, что основная их миссия имеет общественно-ориентированный характер и не направлена на извлечение прибыли. Возможность реализации коммерческой деятельности в библиотеке представляет собой сопутствующее направление информационного обслуживания, которое осуществляется не в ущерб основной деятельности библиотеки.

Оставаясь социально-ориентированным учреждением, библиотека осуществляет платное обслуживание на льготных условиях, что предполагает установление предела цены на все виды услуг, формирование этой цены на основе учета социальных факторов (доступность для пользователей с невысоким уровнем дохода).

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot