Платные услуги в библиотеке
В связи с изменениями, затронувшими российское общество в 1990-е годы, сфера действия принципов рыночной экономики проникла в области, которые традиционно не были вовлечены в рыночные отношения. К ним относят сферу образования, культуры, здравоохранения. В соответствии с новыми принципами хозяйственной деятельности общества государство стало поощрять самостоятельную экономическую деятельность предприятий, относящихся к бюджетному сектору. Это связано как с сокращением финансирования многих учреждений, так и с необходимостью развивать рынок платных услуг, которые бы смогли обеспечить дополнительную прибыль организации.
В библиотеке, как и в других учреждениях культуры, в практику обслуживания были введены так называемые услуги, оказываемые на возмездной основе. Это позволило, с одной стороны, расширить спектр деятельности библиотеки, а с другой стороны, способствовало формированию культуры самостоятельной экономической деятельности в библиотеке.
Платные услуги представляют собой информационные, полиграфические, культурно-просветительской и иные виды услуг, которые библиотека оказывает пользователям на возмездной основе.
В муниципальных библиотеках строго разграничиваются два вида услуг по характеру их финансирования:
- Бесплатные услуги, которые представляют минимум в сфере библиотечно-информационного обслуживания, определенный законодательно. В этот минимум входят основные стандарты библиотечно-информационного обслуживания, которые пользователь получает бесплатно. К ним можно отнести, например, пользование фондом, использование СБА библиотеки, посещение массовых мероприятий, выставок и проч.
- Платные услуги, которые оказываются в соответствии с планом и порядком оказания такого рода услуг пользователям. При этом тарифы на обслуживание являются фиксированными и устанавливаются органами муниципального управления.
Основные виды платных услуг
Основные виды платных услуг, которые получает пользователь в библиотеке:
- Копировальные услуги, направленные на удовлетворение потребности пользователя в создании копий документов посредством использования специальной техники. Это может быть как изготовление бумажных копий документов, так и копирование электронных цифровых документов с соблюдением норм законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.
- 1, Полиграфические услуги, связанные с набором текста на компьютере, его форматированием, распечаткой, брошюровкой и проч.
- Библиографические услуги, предоставляющие широкий спектр информации в области библиографии. К этим услугам можно отнести составление библиографических списков, а также их оформление в соответствии с требованиями стандартов, выполнение разных типов библиографических справок, библиографическое информирование на основе платных абонементов, выпуск платной библиографической продукции по заказу предприятий или отдельных читателей.
- Информационно-просветительские услуги, которые предполагают проведение платных библиотечных уроков, лекций, мастер-классов, практических занятий по формированию основ информационной культуры и библиотечно-библиографических навыков.
- Информационно-библиотечные услуги, например, платные абонементы для мелких или особо ценных книг, предоставление документов через сервисы электронной доставки, оцифровка документов по заказу пользователей.
- Досуговые услуги, связанные с реализацией деятельности платных клубов и кружков, проведением мастер-классов, воркшопов с участием приглашенных специалистов.
Требования к библиотечным платным услугам
Основные принципы формирования платных услуг в библиотеке опираются на законы библиотечного маркетинга, основанного на изучении потребностей пользователей и способах удовлетворения этих потребностей. К этим принципам относят:
- Принцип востребованности услуг, связанный с тем, что перечень платных услуг, оказываемых библиотекой, ориентирован на актуальные потребности пользователей.
- Принцип экономической целесообразности, который предполагает, что затраты на оказание платных услуг не должны превышать прибыли от их реализации.
- Принцип качества и конкурентоспособности, предполагающий оказание услуг, соответствующих высоким стандартам качества в данной сфере и способных конкурировать с другими услугами в данном сегменте рынка.
- Принцип эффективности, который связан с тем, что услуги предоставляются быстро, в оптимальном для пользователей формате, что способствует экономии времени и ресурсов.
- Принцип технологичности, предполагающий внедрение в процесс оказания услуг современных технологий, обеспечивающих их оптимальное качество.
- Принцип динамичности, который связан с тем, что перечень услуг все время видоизменяется, ориентируясь на потребности пользователей и уровень развития современной информационной сферы.
При оказании платных услуг библиотеки руководствуются представлениями о том, что основная их миссия имеет общественно-ориентированный характер и не направлена на извлечение прибыли. Возможность реализации коммерческой деятельности в библиотеке представляет собой сопутствующее направление информационного обслуживания, которое осуществляется не в ущерб основной деятельности библиотеки.
Оставаясь социально-ориентированным учреждением, библиотека осуществляет платное обслуживание на льготных условиях, что предполагает установление предела цены на все виды услуг, формирование этой цены на основе учета социальных факторов (доступность для пользователей с невысоким уровнем дохода).