Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы делопроизводства

Документационное обеспечение библиотечной деятельности

Информационно-библиотечное обслуживание населения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, которое регламентирует различные ее стороны. Важнейшей стороной управления процессами библиотечной работы является организация документационного обеспечения деятельности библиотек, обеспечивающего законность их работы и ее соответствие государственным и международным стандартам качества.

Библиотечная нормативно-правовая документация делится на разные виды в зависимости от степени ее значимости и обязательности содержащихся в ней регламентов для исполнения. На основании этих критериев выделяют:

  1. Федеральные законы, которые регулируют деятельность библиотек на общегосударственном уровне. Среди основных законодательных актов в этой области выделяют «Закон о библиотечном деле», определяющий правовой статус, цели, задачи, содержание библиотечного обслуживания, права и обязанности его участников, «Закон об обязательном экземпляре», обеспечивающий сохранность фондов, «Закон об авторском праве и смежных правах», регулирующий вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности. Также существуют иные федеральные законы, имеющие отношение к информации и информационной безопасности (например, «Закон о защите персональных данных»).
  2. Законодательные акты органов местного самоуправления, обязательные для реализации подведомственными учреждениями культуры, к которым относятся и библиотеки.
  3. Нормативно-правовая и распорядительная документация, создающаяся самими библиотеками для обеспечения основной деятельности, кадрового делопроизводства, иных управленческих процессов.

Среди разных типов документов локального характера выделяются следующие виды по их целевому назначению:

  1. Организационно-распорядительные, касающиеся порядка пользования библиотекой, правил учета фондов, организации работы персонала и проч.
  2. Нормативные, определяющие стандарты библиотечного обслуживания, критерии его качества, а также нормы труда работников библиотек.
  3. Технологические, содержащие алгоритмы разных информационных процессов.
  4. Методические, имеющие рекомендательный характер и содержащие методические советы, помощь по организации библиотечной работы.
  5. Учетные документы, с помощью которых производится анализ и учет работы с читателями, оказания платных услуг, обеспечения регистрации и сохранности фондов.
  6. Плановые и отчетные документы, в том числе и годовой статистический отчет по специальной форме 6НК.

Основы делопроизводства в библиотеке

Рассмотрим организацию делопроизводства при работе с учетно-отчетной документацией.

Специалист имеет дело с основными учетными документами, отражающими работу с читателями:

«Основы делопроизводства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Читательский формуляр – разновидность регистрационной документации, содержащей основную информацию о пользователе и выданных по его запросу документах. При заполнении читательского формуляра или регистрационной карточки пользователя библиотекарь использует персональную информацию, не подлежащую передаче третьим лицам. В формуляре отмечается дата каждого посещения, библиотечно-библиографический индекс выданной книги, фамилия автора и название. Напротив записи о выданном документе читатель ставит свою подпись. Когда книга возвращается в библиотеку, специалист производит отметку о возврате.
  2. Дневник библиотеки – учетный документ, предназначенный для регистрации объема указанных услуг по видам в течение каждого рабочего дня и отчетного периода (месяца, квартала, года). В дневнике отражается количество вновь зарегистрированных пользователей, в том числе и детей, объем книговыдачи по отраслям, количество выполненных библиографических справок, а также проведенных мероприятий.

Отдельным видом документации библиотек являются те документы, которые отражают оказание платных услуг (например, сканирование или распечатка документов). Библиотекарь ведет ведомость оказания платных услуг, в которой фиксирует их вид и объем, а также оформляет квитанцию по каждому виду услуги.

Отдельная документация связана с учетом фондов библиотеки. К числу таких документов относятся:

  1. Инвентарная книга – главный документ учета фондов, поскольку в нем содержится информация о каждом издании, поступившем в библиотеку с указанием его инвентарного номера.
  2. Книга суммарного учета фонда содержит информацию о разных типах изданий, поступивших в библиотеку за определенный период.
  3. Тетрадь учета изданий, переданных в библиотеку взамен утерянных экземпляров представляет собой документ, отражающий информацию о замене потерянных пользователями изданий на равноценные.
  4. Картотека учета периодики, представляющая собой систему карточек, посвященных разным периодическим изданиям с указанием экземпляров, поступивших в фонд.
  5. Бухгалтерские документы (акты приема-передачи фондов, накладные), позволяющие проследить финансовую сторону комплектования.

К отчетным документам относится план библиотеки, который обычно составляется на год, на квартал и на месяц и содержит перечень задач библиотечного обслуживания, пути их решения с указанием конкретных видов работ, которые планируется проводить. Кроме этого, в конце каждого отчетного периода специалисты формируют отчеты о проделанной работе, отражая в них основные достижения библиотеки и ее сотрудников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot