Основы социально-культурного проектирования
Социокультурная сфера деятельности включает многообразие процессов, каждый из которых является частью деятельности, направленной на удовлетворение потребностей пользователей в определенных социальных, культурных, образовательных, досуговых продуктах и услугах. Важным инструментом организации деятельности социально-культурных организацией и учреждений по реализации продуктов, отвечающих запросам пользователей, является социально-культурное проектирование.
Социально-культурные проекты представляют собой ограниченные во времени и направленные на достижение определенных результатов комплексные программы деятельности, связанные с реализацией продуктов или услуг для удовлетворения потребностей в них определенных групп пользователей.
Понятие социокультурного проектирования может рассматриваться в рамках другого, более комплексного понятия проектной деятельности, охватывающей все аспекты планирования, подготовки и реализации проектов разного уровня.
В отличие от операциональной деятельности социокультурных организаций и учреждений проектная деятельность отличается следующими особенностями:
- Осуществляется в течение определенного промежутка времени, он может быть достаточно длительным в долгосрочных проектах, однако не может быть бесконечным по времени реализации.
- Производимый в результате такой деятельности продукт отличается уникальностью и неповторимостью.
- Проектная деятельность нециклична, что значит, что она осуществляется не в рамках отработанного на предприятии производственного процесса.
Цели реализации социально-культурного проектирования в деятельности учреждения социокультурной сферы заключаются в следующем:
- Более полное удовлетворение запросов и потребностей потребителей в каком-либо виде товаров или услуг.
- Развитие внутреннего потенциала предприятия за счет внедрения новых форм работы, а также повышение его имиджа среди других социокультурных учреждений.
- Поиск форм и способов кооперации с другими учреждениями культуры в условиях ограниченности финансово-ресурсной базы.
- Привлечение дополнительного финансирования к деятельности предприятия.
- Реализация дополнительных направлений деятельности, востребованных у потребителя, но не отраженных или отраженных незначительно в основной деятельности предприятия.
Основные этапы социокультурного проектирования:
- Определение концепции проекта, который будет реализован учреждением.
- Разработка проекта с подготовкой документации (проектного предложения).
- Проведение предварительных проектных исследований для оценки эффективности реализации проекта и возможных рисков.
- Поиск необходимых ресурсов для реализации проекта (например, кадровых, финансовых, управленческих, материально-технических, технологических).
- Реализация проекта с учетом имеющейся стратегии и программы.
- Оценка результативности проекта, проведение аналитических исследований, направленных на изучение степени удовлетворенности потребителей и качества предоставленных в рамках реализации проекта товаров и услуг.
Типология и жизненный цикл проектов
Социокультурные проекты классифицируются по разным основаниям, в которые входят сроки реализации, масштаб осуществления, целевая задача и проч. Рассмотрим некоторые из этих классификаций:
- Проекты могут реализовываться на разных уровнях: как проекты, связанные с достижением конкретной цели, как целевые программы, включающие комплекс проектных инициатив, а также как концепции, имеющие длительный характер действия и состоящие их ряда подпрограмм.
- По масштабу различаются проекты международного уровня, федерального значения, а также регионального и местного (локальные проекты).
- По времени реализации проекты можно подразделить на долгосрочные и краткосрочные, реализация которых составляет несколько месяцев.
- По цели проекты подразделяются на различные группы, к которым можно отнести пилотные (апробация инициатив), стратегические (реализация программ и концепций), инновационные (внедрение новшеств), социальные (улучшение социального обслуживания) и проч.
В понятие социально-культурного проекта входит представление о жизненном цикле проектного продукта, который включат несколько фаз:
- Фаза планирования, которая включает разработку концепции (идеи) проекта, а также изучение условий ее реализации, включая анализ рынка, потребностей потребителей, деятельности конкурентов в этом направлении.
- Фаза разработки проекта и его оформления в виде определенного документа, который содержит обоснование его актуальности, социальной значимости, реализуемых в ходе осуществления целей и задач, а также планируемых результатов, используемых ресурсов. В программу проекта также включают перечень работ, которые необходимо выполнить для осуществления проекта и достижения поставленных целей. Также в документе определяются количественные и качественные показатели выполнения целей проекта, которые предстают в измеримых величинах и контролируемых достижениях.
- Фаза реализация, связанная с осуществлением проекта на практике. Наиболее длительная фаза, ради которой разрабатывается проект.
- Фаза завершения, в ходе которой происходит оценка деятельности и результативности проекта, а также выявление его недочетов.
Знание основ социально-культурного проектирования необходимо для построения грамотной проектной деятельности в организации и повышения эффективности ее работы.