Особенности деятельности школьной библиотеки в соответствии с новым ФГОС
Введение в школах образовательных стандартов, относящихся к третьему поколению, изменило работу школьной библиотеки, превратив ее из депозитария учебных и справочных материалов в современный информационно-образовательный центр.
Чтобы определить специфику деятельности школьной библиотеки в условиях введения новых стандартов образования, необходимо выяснить, чем отличаются три поколения стандартов.
Первое поколение стандартов было ориентировано на предметное содержание образования, в то время как второе поколение делало упор на достижение личностного результата образования. Третье поколение стандартов уточнило требования к предметным результатам подготовки, что должно способствовать повышению качества образования.
В соответствии с новыми образовательными стандартами изменяется специфика деятельности школьной библиотеки, основные функции которой состоят в обеспечении информационно-методической поддержки образовательной, воспитательной, культурно-просветительской и досуговой деятельности школьников.
Из хранилища документов библиотека становится информационным центром, который выступает в качестве площадки для развития информационной культуры и формирования функциональной грамотности.
Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС
Деятельность педагога-библиотекаря в изменившихся условиях охватывает несколько направлений:
- Своевременное и полное обеспечение учебного процесса необходимой учебной литературой.
- Информационно-библиографическое обслуживание пользователей (учеников, педагогов) на абонементе и в читальном зале.
- Библиотечно-библиографическое обслуживание, которое включает и деятельность, направленную на формирование информационных компетенций.
- Обеспечение доступа к электронным цифровым образовательным ресурсам.
- Содействие воспитательной, культурно-досуговой работе школы.
Особое место в деятельности библиотекаря школьного информационного центра занимает образовательное направление, связанное с совершенствованием функциональных умений и навыков. Здесь выделяют два центральных понятия: информационная компетентность и функциональная грамотность.
Под информационной компетентностью понимают совокупность необходимых знаний и умений, которые позволяют индивиду свободно работать с различными источниками информации, извлекая из них необходимые сведения.
Информационная компетентность включает такие аспекты, как:
- Умение найти информацию, используя современные поисковые системы.
- Навыки оценки содержания информации, а также ее анализа и обработки.
- Умения перерабатывать сведения в соответствии с целями, стоящими перед индивидом.
- Навыки представления информации в том виде, который необходим пользователю для решения практических задач.
Информационная компетентность входит в качестве составной части в более широкое понятие – информационная культура, выступающее как часть общей культуры человека в области использования современных информационных технологий и ресурсов.
Функциональная грамотность является качеством индивида, которое базируется на ряде умений, связанных с применением универсальных учебных действий в повседневной жизни. Иными словами, это способность адаптировать имеющиеся знания для решения практических задач.
Функциональная грамотность включает несколько аспектов:
- Математическая грамотность, которая предполагает навыки использования математических сведений для решения повседневных задач, связанных с вычислениями, построением чертежей.
- Картографическая грамотность, основанная на умении читать карты и схемы, пользоваться навигационными системами в различных ситуациях.
- Навыки функционального чтения, которые включают умения читать тексты разных типов и стилей, использовать различные стратегии чтения и его виды в зависимости от ситуации, в которой оказался индивид.
- Библиотечно-библиографическая грамотность, включающая умение искать информацию с опорой на разные источники, составлять библиографическое описание, а также читать его, навыки информационной переработки информации.
- Компьютерная грамотность как умение использовать современные технические устройства и программные комплексы для нужд образования и повседневной жизни.
В условиях, когда необходимо развивать данные виды компетенций, на первый план выходит образовательная функция библиотекаря, который становится проводником в мир информационных ресурсов и работы с ними. Это обусловливает и необходимость изменения требований к подготовке специалистов, которые работают в школьной библиотеке.
Обновления в условиях введения новых стандартов образования требует и дизайн школьной библиотеки, который предусматривает зонирование пространства с учетом его функциональной нагрузки. Так, в библиотеке выделяется место для работы с электронными цифровыми ресурсами (автоматизированные рабочие места), создаются площадки для коворкинга, совместной деятельности педагогов и учеников, а также для общения, проведения мероприятий и дискуссий.
Таким образом, внедрение стандартов третьего поколения, видоизменяя статус и функции школьной библиотеки, определяет ее место в образовательном процессе как медиатора информационных знаний и социально-культурных ценностей.