Организация библиотечного обслуживания ведомств, предприятий, учреждений, организаций
В сфере информационно-библиотечного обслуживания населения большую роль играет профильное информационное обслуживание, осуществляемое для членов профессиональных коллективов, а также отдельных учреждений и ведомств.
Организация библиотечного обслуживания ведомств и предприятий представляет собой разновидность информационно-библиографического обслуживания их работников в целях удовлетворения потребностей в информации профессионального характера, а также в досуговом и развлекательном чтении.
В рамках данного направления библиотечной деятельности при организациях и предприятий формируются библиотеки как структурные подразделения или библиотечные пункты, в которых в соответствии с определенным расписанием осуществляется обслуживание сотрудников. К основным видам библиотек, организуемых при предприятиях, ведомствах и иных учреждениях относят:
- Библиотеки органов государственной власти и муниципального управления, содержащие информационные ресурсы, касающиеся решений органов власти, изменений законодательства и проч.
- Библиотеки промышленных и производственных предприятий, сочетающие научно-технические и производственные задачи обслуживания сотрудников, а также содействующие процессам проведения исследований, разработке новых технологий путем предоставления информационной поддержки.
- Библиотеки образовательных учреждений, которые занимаются не только обеспечением учащихся учебной литературой, но и предоставлением методических ресурсов преподавателям и педагогическим работникам.
- Библиотеки государственных и частных организаций (например, библиотеки медицинских учреждений, организаций социально-реабилитационной сферы, религиозных организаций, а также библиотеки крупных информационных компаний, банков и проч.).
Основные задачи, которые реализуются в сфере обеспечения информационных потребностей организаций, заключаются в следующем:
- Формирование фондов специализированной отраслевой литературы, востребованной сотрудниками организаций и учреждений при осуществлении ими профессиональной деятельности.
- Развитие отраслевой библиографии, а также поискового аппарата, необходимо для оперативного нахождения информации по теме.
- Создание и продвижение электронных цифровых ресурсов профильной направленности с предоставлением доступа к ним сотрудникам предприятий и организаций.
- Содействие информационному обеспечению процессов непрерывного самообразования и повышения квалификации в рамках профессиональной деятельности.
- Разработка программ и мероприятий культурно-досуговой деятельности сотрудников.
- Формирование информационной культуры пользователей за счет развития библиографических навыков и приемов работы с инструментами автоматизированных библиотечных систем.
Основные проблемы и тенденции в библиотечном обслуживании организаций
В сфере информационно-библиотечного обслуживания предприятий и организаций существуют и проблемы, обусловленные разными факторами:
- Отсутствие достаточного финансирования для приобретения современного оборудования, программного обеспечения, а также комплектования библиотеки актуальной литературой.
- Отрыв деятельности библиотеки от реальных информационных потребностей коллектива, вызванный нехваткой материальных ресурсов, отсутствием должного уровня информатизации, недостаточной кадровой обеспеченностью.
- Физическое и моральное устаревание информационных источников, не отражающих реального развития производственных процессов и технологий.
- Несовершенство справочно-поискового аппарата, затрудняющее оперативное получение информации.
- Неразвитость внутренней корпоративной информационной культуры и, как следствие, неумение использовать библиотечный инструментарий для удовлетворения профессиональных информационных потребностей.
- Сокращение количества библиотек организаций и ведомств из-за оптимизации расходов на их содержания.
Специфика библиотечного обслуживания в рамках различных ведомств и учреждений регламентируются как статусом библиотеки в составе этих организаций, так и действующим локальным положением, в котором содержатся задачи, нормы, цели и принципы библиотечного обслуживания сотрудников предприятия. В частности, в соответствии с данным положением происходит комплектование фондов, разрабатываются программы развития библиотечной деятельности внутри организации, определяется совокупность библиотечно-информационных мероприятий, устанавливаются критерии эффективности оказания информационных услуг. Кроме этого, устанавливаются приоритетные направления деятельности ведомственных или производственных библиотек, которые они реализуют в соответствии с профилем комплектования и задачами производственной практики.
Таким образом, организация библиотечного обслуживания ведомств, предприятий, учреждений, организаций выступает как часть стратегии развития информационно-библиотечного обслуживания в обществе за счет обеспечения доступа граждан к необходимой им информации, в том числе той, которая востребована по профилю их трудовой деятельности.