Организационное развитие систем управления библиотекой
Реформы последних десятилетий в экономической и общественно-политической сфере повлияли на изменения статуса библиотеки в обществе. Библиотека стала ресурсным центром, обеспечивающим доступ к различной информации, культурным ценностям и духовным благам. Однако социум продолжает развиваться, и в условиях постоянной модификации общественной среды библиотеке нужны новые модели управления, отличающиеся высокой степенью адаптивности, гибкостью и инновационным характером. Это возможно при изменении существующей системы организации управления библиотечными процессами.
Организация – это понятие, которое используется в различных смыслах и выступает одной их функций управления, нацеленной на упорядочивание всех процессов деятельности.
Организация может также пониматься как объект, обладающий определенной структурой, которая отличается упорядоченным характером и стабильностью.
Соответственно организационное развитие управления в библиотеке предполагает два аспекта. Первый из них – процессуальный, он связан с совершенствованием механизмов менеджмента. Второй – объектный, предполагает развитие и перестройку управленческой структуры для придания ей гибкости, адаптивности, мобильности и демократизма.
Организационное развитие управления в библиотеке – деятельность, направленная на становление и совершенствование эффективных функций руководства процессами библиотечной работы в меняющихся ситуациях современного социума.
Теоретические основы организации управления
Практика управления и организации производства имеют давнюю историю, однако только в ХХ веке появилась научно обоснованная теория, касающаяся методологических концепций управления и развития его организационных основ.
«Отцом» теории организации считают ученого А. Файоля, который понимал управление как выбор определенной организационной стратегии. В отечественной науке большой вклад в развитии теории организации внес А. А. Богданов. Во второй половине ХХ века теория организации углубляется и усложняется за счет развития теоретических основ менеджмента. Организация начинает пониматься как открытая, сложно структурированная, вероятностная система, обладающая способностью адаптироваться к внешней и внутренней среде. Системный принцип, который был применен к теории организации, был внедрен и в библиотечную практику. Разработка системной модели библиотеки принадлежит советскому ученому Ю. Н. Столярову. Он рассматривал библиотеку как систему, включающую четыре элемента: информационные ресурсы библиотеки, пользователи, сотрудники и материально-техническая база.
Теоретические основы управления библиотекой в настоящее время базируются на следующих принципах:
- Институциональный подход к управлению, базирующийся на совершенствовании организационной структуры библиотеки, понимаемой как система.
- Трансформация существующей системы управления библиотечными процессами и самой организационной структуры библиотеки.
- Ориентация на принцип организационного развития, включающий внедрение в процесс управления современных технологий.
- Демократизация организационной структуры и процессов управления.
- Интеграция усилий всех подсистем библиотечной структуры для выработки совместных управленческих стратегий.
- Развитие организационной культуры как совокупности корпоративных норм и ценностей.
Модель организационной структуры управления библиотекой
Организационная управленческая модель представляет собой совокупность механизмов функционирования подсистем библиотеки в соответствии с целями и задачи ее деятельности.
Модель организационной структуры включает следующие аспекты:
- Операционное ядро, которое представлено сотрудниками, решающими задачи текущей библиотечной работы.
- Стратегическая вершина, представленная руководством библиотеки, определяющим стратегию ей развития и перспективы деятельности.
- Срединная линия – промежуточное звено линейной власти, соединяющее операционное ядро и стратегическую вершину для координации их деятельности.
- Техноструктура, представленная сотрудниками, выполняющими аналитическую функцию и обеспечивающими методические аспекты деятельности организации в условиях нестабильной внешней среды.
- Вспомогательные подсистемы, которые обеспечивают косвенное функционирование базовых направлений библиотечной работы.
Данная модель может быть дополнена следующими составляющими:
- Целевой аспект, предполагающий постановку перспективных целей и задач деятельности.
- Деятельностный аспект, включающий мотивационный и организационный уровни реализации.
- Стратегический аспект, связанный с управлением развитием библиотечными процессами на основе анализа потребностей информационного рынка.
- Управленческий аспект, определяющий тип и стиль руководства.
Применение организационных моделей системы управления позволяет перестраивать структуру библиотечной деятельности в соответствии с теми процессами, которые продиктованы меняющимися условиями функционирования внешней среды.