Детская библиотека и ее место в системе библиотечного обслуживания
Реализация культурной и информационно-просветительской миссии библиотеки невозможна без полноценного охвата всех пользователей независимо от их возраста и образования. Эта потребность вызвала появление специальных учреждений, которые занимаются библиотечным обслуживанием маленьких читателей – детских библиотек.
Детская библиотека представляет собой разновидность библиотечного учреждения, которое специализируется на работе с детьми, а также их семьями, воспитателями и учителями.
Компетенция детских библиотек касается вопросов, связанных с популяризацией чтения, продвижением книги, оказанием информационной поддержки тем, кто осуществляет руководство развитием ребенка и чтением.
В современном обществе детские библиотеки выполняют триединую функцию:
- создают условия для развития ребенка на интеллектуальном, культурном, духовном уровне;
- удовлетворяют потребности в образовательной и развлекательной информации, организации досуга и общения;
- способствуют приобщению к достижениям мировой культуры и науки через книгу и чтение.
Помимо глобальных стратегических целей детские библиотеки также реализуют следующие направления в работе:
- обеспечивают ребенка необходимыми ресурсами для эффективного развития, самообразования и самосовершенствования;
- развивают читательские компетенции, обеспечивающие высокий уровень социокультурного и интеллектуального развития подрастающего поколения;
- создают условия для равного доступа всех детей к информации и досуговым мероприятиям, обеспечивают открытость и безопасность информационной среды;
- знакомят детей с гуманистическими направленными информационными ресурсами, обеспечивая их высокое качество и безопасность.
Модели современных детских библиотек
Модели детских библиотек – термин, используемый для описания их типа, структуры и особенностей функционирования.
В соответствии с отечественным законодательством выделяются следующие виды библиотек на основании их юридического статуса и роли в федеральной библиотечной системе:
- Статусом самостоятельных учреждений обладают библиотеки, которые относятся к главным библиотекам субъектов РФ. Это могут быть библиотеки республик, краев и областей. Они действуют как самостоятельные юридические лица и координируют деятельность библиотек низшего звена.
- Самостоятельным юридическим статусом также обладают муниципальные библиотеки, которые обычно представлены как централизованные сети с одной главной библиотекой и подчиненными ей филиалами.
- Библиотеки без самостоятельного статуса - это филиалы муниципальных библиотек, а также их структурные подразделения.
Все детские библиотеки объединяются в единую сеть, в которую входят библиотечные учреждения всех административных единиц – от сельских до городских.
Существуют и иные подходы к рассмотрению моделей библиотек для детей. Один из таких подходов, предложенный британо-американскими исследователями, базируется на определении основных направлений развития детских библиотек. В соответствии с этой типологией выделяется пять разновидностей (моделей) библиотек:
- Библиотеки школьных классов, которые организовывались учителями для обеспечения потребностей в чтении во время учебных занятий. Эти библиотеки представляли собой собрание книг, которые хранились в классной комнате и использовались во время уроков или для внеклассного чтения дома.
- Модель «убежище» возникает позднее и связана с появлением специализированных детских библиотек, предназначенных именно для детей.
- С развитием второй модели связана концепция «библиотека – второй дом». Она связана с тем, что меняется библиотечное пространство, которое становится по-домашнему уютным и неформальным, а также трансформируется взаимодействие между библиотекарем и пользователями. Так возникает площадка для развития общения в библиотеке.
- Библиотека, основанная на принципе открытой среды, предполагающая многофункциональность, возможность реализации многообразных потребностей, предоставляющая возможности для чтения, игры, развлечений, общения и досуговой деятельности.
- Библиотека – «парк развлечений» - модель, основанная на реализации игровой функции. Библиотека превращается в аттракцион, моделирующий сюжетно-ролевую игру: охоту в джунглях, поиски пиратского клада, рыцарский турнир и проч.
Данные модели отражают логику развития библиотек: от хранилища информационных ресурсов и книг до интерактивного пространства, реализующего различные задачи и направления работы.
В современном обществе детская библиотека предстает как открытое, динамично развивающееся пространство, отвечающее технологическим запросам и многофункциональное по своему назначению.