Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Истоки библиотечного образования: деятельность Любови Хавкиной

Истоки библиотечного образования: деятельность Любови Хавкиной

Важным аспектом библиотечной деятельности выступает подготовка библиотечных кадров. Чтобы проследить основные этапы становления профессионального библиотечного образования, необходимо обратиться к временам возникновения и развития библиотечной профессии, в том числе уделить внимание педагогической деятельности библиотековеда Любови Борисовны Хавкиной (1871-1949).

По инициативе Любови Борисовны Хавкиной в 1913 году при Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского были открыты первые в нашей стране курсов библиотечного дела. Поскольку университет Шанявского был частным учебным заведением, то стать слушателями курсов могли лица обоих полов и всех вероисповеданий и национальностей.

Спецификой университета Шанявского было то, что помимо двух отделений (академического и научно-популярного), в нем также велись специальные курсы профессиональной направленности. По сути, это были предшественники современных курсов повышения квалификации в разных сферах знания. Ориентация на помощь в практической деятельности сочетались в этих курсах со строгим академизмом, поэтому нередко их слушателями становились не только специалисты, желающие повысить свой профессиональный уровень, но и те, кто еще не определился с выбором профессии.

Идею необходимости создания библиотечных курсов Любовь Хавкина выдвинула еще раньше – в 1904 году на Съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию, когда Хавкина выступила с докладом, тема которого была связана с актуальными вопросами профессиональной подготовки работников библиотек. В 1904 году этот вопрос не был решен, однако позднее, в 1911 году, Съезд все же рекомендовал организовать краткосрочные курсы для библиотекарей на местах, а в программу подготовки будущих педагогов ввести новый предмет – «Библиотековедение». Несмотря на острую практическую необходимость подобных курсов, идея так и не была реализована. Это заставило Любовь Борисовну Хавкину обратиться с предложением открыть такие курсы в университете Шанявского.

Первый набор слушателей состоялся в апреле 1913 года. Он включал более 350 библиотекарей из разных уголков России. Для методического сопровождения деятельности курсов при университете был создан музей, в котором находились наглядные пособия, демонстрационные модели абонементной системы, каталожные ящики, диапозитивы. Специальными изданиями по библиотековедению и библиографии была пополнена библиотека курсов, которая включала и зарубежные периодические издания из США, Франции, Германии.

«Истоки библиотечного образования: деятельность Любови Хавкиной» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа библиотечных курсов при университете Шанявского (1913-1920 гг.)

Начавшиеся в апреле 1913 года библиотечные курсы проводились на основании оригинальных учебных программ при участии лучших специалистов в области библиотечного дела, библиографии, истории литературы.

Автором-разработчиком программы курсов стала сама Любовь Хавкина, которая взяла за основу американские краткосрочные библиотечные курсы. Содержательно курс строился на последних достижениях библиотечной теории и практики и включал такие аспекты, как историю книги и библиотечного дела в России и в мире, библиографию русской и зарубежной литературы, вопросы комплектования и сохранения фонда, практические аспекты обслуживания читателей в библиотеке, а также иные вопросы. Хавкина также освещала вопросы библиотечно-библиографической классификации книг, создания и ведения разных видов каталогов, санитарно-гигиенической составляющей деятельности библиотекаря, а также вопросами статистического учета деятельности библиотеки.

Программа Хавкиной не копировала американскую, учитывая специфику развития отечественных библиотек. Любовь Борисовны уделила большое внимание детской литературе и вопросам обслуживания юных читателей, поскольку это было связано с открытием в России большого количества библиотек при гимназиях, училищах, школах, а также детских отделов публичных библиотеках.

Л. Б. Хавкина отмечала, что необходимо освещать широкий круг вопросов, связанных с теоретическим библиотековедением, при подготовке специалистов. Следует отметить и общекультурную направленность программы курсов, которые включали богатый материал, связанный с ролью книги в жизни общества. Для Любови Борисовны также важна была обратная связь со слушателями курсов, поэтому после их окончания было проведено анкетирование среди участников программы с целью выяснить впечатление о содержании программы обучения, а также внести предложения по улучшению курсов.

В связи с популярностью и востребованностью курсов среди практикующих библиотекарей с 1914 года они были внесены в постоянную программу университета Шанявского. Любовь Хавкина за счет средств университета была отправлена за границу в рабочую поездку для изучения передового опыта организации библиотечного дела. Ее заслуги в деле образования библиотекарей были высоко отмечены в дальнейшем самим библиотечным сообществом, поскольку через год на базе библиотечных курсов было создано Русское библиотечное общество, которое выбрало ее председателем. Несмотря на крайнюю популярность и практическую необходимость курсов, в 1920 году они прекратили свое функционирование вместе с расформированным университетом Шанявского.

Таким образом, деятельность Любови Борисовны Хавкиной в деле подготовки библиотечных кадров явилась первой в нашей стране попыткой создания массового, практико-ориентированного библиотечного образования для специалистов данной отрасли.

Дата последнего обновления статьи: 24.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot