Информационно-библиографическое обслуживание
Основой работы библиотеки является обслуживание пользователей, связанное с удовлетворением их информационных потребностей с помощью имеющихся ресурсов. С учетом всех требований, которые предъявляются к работе библиотек, сотрудники обязаны вести учет библиографической деятельности на основании официальных документов.
В науке библиографическая деятельность определяется как сфера, связанная с предоставлением пользователям интересующей их библиографической информации, необходимой для работы с документами.
Деятельность, направленная на библиографическое обслуживание, включает два аспекта:
- Библиографирование, выступающее как инструмент создания библиографических ресурсов и средство для обслуживания разных категорий читателей.
- Библиографическое обслуживание, которое включает разные аспекты библиографической деятельности, направленные на удовлетворение запросов пользователей.
Библиографическое обслуживание выступает как вид деятельности библиотеки, в основе которого лежит предоставление читателям требуемой библиографической информации. В нем выделяются такие направления, как справочно-информационное обслуживание, а также информирование об изданиях, имеющих в фондах библиотеки.
Справочно-библиографическое обслуживание, его содержание и алгоритм
Справочно-библиографическое обслуживание – это предоставление информации по теме, которая была запрошена пользователем, в соответствии с его потребностями.
Основными формами этого вида услуг являются:
- Предоставление справок, которые являются ответом на запрос пользователя о документе с указанием его местонахождения и описания.
- Проведение консультаций, которые демонстрируют пользователю алгоритм действий, осуществление которых приведет к удовлетворению запроса и получению необходимой информации.
- Переадресация справки, то есть извещение читателя о том, что выполнение его запроса требует привлечение ресурсов других информационно-библиотечных центров.
- Учет количества отказов в выполнении справок, который осуществляется при невозможности удовлетворить запрос пользователя.
Так как читателя интересует разнообразная информация, которую он хочет получить, то справки также различаются: и по характеру предоставляемых сведений (библиографическая, фактографическая), и по форме выполнения (устные / письменные / виртуальные).
Выделяются следующие типы справок:
- Фактографические (содержащие информацию о фактах).
- Библиографические, подразделяющиеся на тематические (содержат информацию по определенное теме), адресные (дают информацию о наличии или нахождении документа), уточняющие (служат для коррекции содержания запроса).
Прием и выполнение справок осуществляется по четкому алгоритму:
- Прием заявки (запроса), который является очень важным этапом в работе. В этот момент уточняется и выясняется, что именно интересует пользователя, а также обеспечивается полное понимание библиотекарем сущности запроса, предъявляемого читателем.
- Определение круга источников, состав которых зависит от ситуации запроса и других причин: от содержания запроса и его формулировки, от целей, которые преследует читатель, а также от компетентности библиотекаря и его умения использовать справочный аппарат поиска.
- Обнаружение, поиск и отбор литературы. На базе справочно-библиографических ресурсов, которыми располагает библиотека, осуществляется поиск и отбор необходимой читателю информации. Важнейший процесс этого этапа – библиографический поиск и обнаружение материалов по теме запроса, а также иных сведений: например, данных об авторе, месте издания и проч.
- Учет справок происходит после их выполнения в специальной тетради, где фиксируется дата обращения читателя за консультацией, содержание его запроса, тип справки и источник, с помощью которого она была выполнена.
Библиографическое информирование
Библиографическое информирование представляет собой деятельность, направленную на презентацию книжных поступлений и доведение информации о них до определенных групп читателей.
По охвату пользователей выделяют массовое и дифференцированное информирование, которое может быть как групповым, так и индивидуальным.
Среди форм массового информирования можно выделить:
- Учет новых поступлений с помощью указателей и списков.
- Бюллетени (перечни) вновь поступивших изданий, посвященные актуальным темам.
- Выставки новых изданий и новинок периодик.
- Устные библиографические обзоры новинок.
- Выпуск библиографической продукции, посвященной новинкам.
- Дни информирования о новинках, Недели новых поступлений и прочие крупные формы массового информирования.
Для полного и своевременного обслуживания пользователей библиотеки обязаны предоставлять пользователям возможность доступа к ресурсам других библиотечных учреждений, что дает возможность даже небольшим библиотекам в полном объеме удовлетворять потребности пользователей в информации.