
День специалиста в системе информационно-библиографического обслуживания общедоступной библиотеки
В системе информационно-библиографического обслуживания читателей особое место занимают те формы работы, которые имеют адресную направленность и нацелены на удовлетворение профессиональных запросов пользователей. К ним можно отнести Дни специалиста, Дни информации, а также иные формы специализированного массового предоставления отраслевой информации.
День специалиста представляет собой комплексное массовое мероприятие, направленное на предоставление определенной группе читателей – специалистов в какой-либо области деятельности – информации, имеющей профессиональный характер.
День специалиста проводится для читателей различного профиля: работников образования, экономической, юридической, технической сфер. По положению он занимает промежуточное место меду формами массовой работы и библиографического обслуживания, так как, с одной стороны, он ориентирован на широкую аудиторию специалистов, а с другой стороны, включает знакомство читателей с первичными и вторичными (библиографическими) документами профессиональной тематики.
В процессе проведения Дня специалиста происходит ознакомление пользователей с разными типами и видами документов:
- официальной документацией, включающей законы, нормативно-правовые акты, стандарты;
- научными изданиями (монографиями, сборниками научных трудов, научными статьями);
- производственно-практическими (например, технологическими стандартами, регламентами, отраслевыми статьями в периодических изданиях);
- справочными (энциклопедиями, справочниками специалистов, электронными базами данных и проч.).
День специалиста представляет собой мероприятие, в котором могут сочетаться различные приемы работы:
- презентация выставки литературы по теме;
- библиографический обзор актуальной профессиональной литературы;
- лекции с участием приглашенных специалистов;
- просмотр тематических фильмов;
- оказание сопутствующих полиграфических услуг, например, снятие копий с документов, имеющих для специалиста особую информационную ценность.
По форме Дни специалиста могут быть стационарными, то есть проводиться на базе библиотеки, или выездными, которые осуществляются на базе какого-либо учреждения или предприятия вне стен библиотеки.
Подготовка, проведение и анализ эффективности Дня специалиста в библиотеке
Работу по подготовке Дня специалиста в библиотеке начинается с определения его цели. Обычно она не ограничивается только доведением определенной информации до читателя. Конечной целью библиотеки все равно является привлечение в библиотеку пользователей, раскрытие возможностей фондов, а также продвижение услуг библиотеки. В соответствии с этим определяются и конкретные задачи, которые ставит библиотека при подготовке и проведении Дня специалиста:
- Привлечь в библиотеку читателей определенной социальной группы.
- Помочь пользователям в удовлетворении профессиональных информационных потребностей посредством информационных ресурсов библиотеки.
- Продвижение научной отраслевой литературы библиотеки, а также ее справочно-библиографических и полиграфических услуг.
Содержание Дня специалиста определяется его отраслевой направленностью и потребностями аудитории. Так, оно может включать следующие форматы работы:
- Информирование о новых поступлениях в библиотеку, а также актуальных изданиях отраслевой тематики, которые могут быть востребованы специалистами.
- Обзоры тематических статей периодических изданий по актуальным проблемам профессиональной деятельности.
- Демонстрация электронных ресурсов, которые используются в профессиональной деятельности специалиста.
- Знакомство с базами данных, автоматизированными информационными системами поиска отраслевой и профессиональной информации.
- Лекции и выступления с участием приглашенных специалистов, освещающих актуальные вопросы профессиональной деятельности.
- Организация круглых столов или мастер-классов с участием специалистов.
- Подготовка тематических выставок.
- Создание раздаточного материала (памятки, буклеты, списки литературы) в помощь специалистам.
В конце мероприятия необходимо провести оценку его результатов, получить обратную связь от участников (например, в форме проведения анкетирования). Учет и анализ эффективности проведения мероприятия осуществляется с опорой на следующие критерии:
- Количественные показатели, которые касаются следующих параметров: число предприятий (организаций), принявших участие в мероприятии; количество материалов, с которыми были ознакомлены участники; количество книговыдач.
- Качественные критерии: оценка удовлетворенности специалистов качеством проведения мероприятия путем изучения и анализа анкет, заполненных по итогам его проведения.
Дни специалиста, проводимые систематически в библиотеке, способствуют привлечению специалистов разных профилей и повышают престиж библиотеки среди профессионального сообщества пользователей.
