Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы работы с должниками в библиотеке

Работа с должниками в библиотеке: понятие, методы выявления

Частью библиотечно-информационной работы по обслуживанию читателей является регулярный мониторинг сохранности фондов и их обращаемости, а также контроль своевременного возврата изданий, который выдаются читателям во временное пользование на абонементе.

Сроки книговыдачи определяются действующим в библиотеке «Положением о работе абонемента», однако не могут превышать тридцати календарных дней. После этого читатель должен либо вернуть взятую книгу, либо продлить срок ее использования. Иногда читатели забывают прийти в библиотеку, чтобы сдать книгу вовремя или продлить сроки ее использования, поэтому библиотеке приходится организовывать работу с должниками.

Определение 1

Работа с должниками в библиотеке представляет собой часть деятельности по обслуживанию пользователей абонемента, которая направлена на постоянный мониторинг сроков книговыдачи, выявление формуляров с истекшим сроком выдачи книг и контроль своевременного возврата.

Современная библиотека, несмотря на развитие цифровых технологий, не избавлена от проблем с должниками. При этом читатели, которые задерживают издания и не возвращают их в срок, делают это по разным причинам. Иногда читатели не возвращают в срок книги из-за нехватки времени, но по большей части основная причина – легкомысленное отношение к библиотечным книгам, непонимание того, что любое издание публичной библиотеки предназначено для всех читателей, поэтому нельзя одному пользователю монополизировать право на его использование.

Формы работы с должниками в библиотеки – комплекс мероприятий, которые направлены на выявление и устранение задолженности читателя перед библиотекой.

Выявление должников происходит следующим образом:

  1. Изучение читательских формуляров, в которых отражены сроки книговыдач.
  2. Мониторинг системы электронного абонемента, где сообщение о задолженности формируется автоматически.
  3. Обслуживание читателей, в ходе которого выясняется, что у пользователя имеются несданные книги.
  4. Инвентаризации фондов с целью обнаружения недостачи.
«Формы работы с должниками в библиотеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формы работы с должниками в библиотеке

Библиотеки принимают различные меры, направленные на активизацию работы с должниками:

  1. Напоминание читателю о необходимости сдать книгу. Сегодня библиотека располагает различными возможностями для этого. Например, напоминание осуществляется посредством звонков, смс-сообщений, сообщений в мобильные мессенджеры, писем на электронную почту.
  2. Проведение в библиотеке Дней должников, Дней прощения должников, Дней потерянных книг, в которые должник может прийти и вернуть взятые в библиотеке книги без необходимости платить штраф за несвоевременный возврат.
  3. Введение символических штрафов за несвоевременный возврат изданий в библиотеку. Как мера дисциплинарного воздействия, штрафные санкции хорошо стимулируют читателей соблюдать установленные сроки возврата книг. Эффект от штрафов не экономический, а психологический: читатель осознает, что нарушил правила пользования библиотекой, поэтому должен заплатить штраф.
  4. Ограничение на выдачу новых книг до ликвидации задолженности.
  5. Лишение читателя (злостного должника), систематически нарушающего правила пользования библиотекой, право на обслуживание на абонементе.

Помимо конкретных мер, направленных на борьбу с должниками, библиотеки также используют комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления задолженности. К ним относят:

  1. Ознакомление читателей с «Положением о работе абонемента», а также с действующими в библиотеке правилами обслуживания пользователей.
  2. Использование наглядного материала (памяток, плакатов, стендов) по профилактике задолженности.
  3. Своевременное напоминание читателям при выдаче литературы о сроках возврата книги.
  4. Индивидуальные беседы при записи в библиотеку о необходимости своевременного возврата книг.

Проблему должников в библиотеке мог бы решить полный переход на цифровые сервисы, что позволило бы автоматически генерировать сроки возврата электронных ресурсов. Например, читателю предоставляется право доступа к определенному виду ресурса сроком на 30 дней, после чего доступ автоматически закрывается, а пользователь считается сдавшим взятую книгу в электронную библиотеку. Значительно упрощает работу с должниками и введение электронного абонемента, где мониторинг задолженности осуществляется автоматически, а также приходят уведомления о сроках продления пользования книгами. Это позволяет избегать задолженности. Кроме этого, в системах электронного абонемента заложена функция отказа в выдаче литературы до ликвидации задолженности. Это также помогает библиотекарю контролировать сроки возврата книги.

Таким образом, работа с должниками в библиотеке, осуществляемая в разных формах, направлена на обеспечение сохранности фондов и предоставление всем пользователям права доступа к изданиям в соответствии с правилами пользования библиотекой.

Дата последнего обновления статьи: 19.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot