Работа с должниками в библиотеке: понятие, методы выявления
Частью библиотечно-информационной работы по обслуживанию читателей является регулярный мониторинг сохранности фондов и их обращаемости, а также контроль своевременного возврата изданий, который выдаются читателям во временное пользование на абонементе.
Сроки книговыдачи определяются действующим в библиотеке «Положением о работе абонемента», однако не могут превышать тридцати календарных дней. После этого читатель должен либо вернуть взятую книгу, либо продлить срок ее использования. Иногда читатели забывают прийти в библиотеку, чтобы сдать книгу вовремя или продлить сроки ее использования, поэтому библиотеке приходится организовывать работу с должниками.
Работа с должниками в библиотеке представляет собой часть деятельности по обслуживанию пользователей абонемента, которая направлена на постоянный мониторинг сроков книговыдачи, выявление формуляров с истекшим сроком выдачи книг и контроль своевременного возврата.
Современная библиотека, несмотря на развитие цифровых технологий, не избавлена от проблем с должниками. При этом читатели, которые задерживают издания и не возвращают их в срок, делают это по разным причинам. Иногда читатели не возвращают в срок книги из-за нехватки времени, но по большей части основная причина – легкомысленное отношение к библиотечным книгам, непонимание того, что любое издание публичной библиотеки предназначено для всех читателей, поэтому нельзя одному пользователю монополизировать право на его использование.
Формы работы с должниками в библиотеки – комплекс мероприятий, которые направлены на выявление и устранение задолженности читателя перед библиотекой.
Выявление должников происходит следующим образом:
- Изучение читательских формуляров, в которых отражены сроки книговыдач.
- Мониторинг системы электронного абонемента, где сообщение о задолженности формируется автоматически.
- Обслуживание читателей, в ходе которого выясняется, что у пользователя имеются несданные книги.
- Инвентаризации фондов с целью обнаружения недостачи.
Формы работы с должниками в библиотеке
Библиотеки принимают различные меры, направленные на активизацию работы с должниками:
- Напоминание читателю о необходимости сдать книгу. Сегодня библиотека располагает различными возможностями для этого. Например, напоминание осуществляется посредством звонков, смс-сообщений, сообщений в мобильные мессенджеры, писем на электронную почту.
- Проведение в библиотеке Дней должников, Дней прощения должников, Дней потерянных книг, в которые должник может прийти и вернуть взятые в библиотеке книги без необходимости платить штраф за несвоевременный возврат.
- Введение символических штрафов за несвоевременный возврат изданий в библиотеку. Как мера дисциплинарного воздействия, штрафные санкции хорошо стимулируют читателей соблюдать установленные сроки возврата книг. Эффект от штрафов не экономический, а психологический: читатель осознает, что нарушил правила пользования библиотекой, поэтому должен заплатить штраф.
- Ограничение на выдачу новых книг до ликвидации задолженности.
- Лишение читателя (злостного должника), систематически нарушающего правила пользования библиотекой, право на обслуживание на абонементе.
Помимо конкретных мер, направленных на борьбу с должниками, библиотеки также используют комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления задолженности. К ним относят:
- Ознакомление читателей с «Положением о работе абонемента», а также с действующими в библиотеке правилами обслуживания пользователей.
- Использование наглядного материала (памяток, плакатов, стендов) по профилактике задолженности.
- Своевременное напоминание читателям при выдаче литературы о сроках возврата книги.
- Индивидуальные беседы при записи в библиотеку о необходимости своевременного возврата книг.
Проблему должников в библиотеке мог бы решить полный переход на цифровые сервисы, что позволило бы автоматически генерировать сроки возврата электронных ресурсов. Например, читателю предоставляется право доступа к определенному виду ресурса сроком на 30 дней, после чего доступ автоматически закрывается, а пользователь считается сдавшим взятую книгу в электронную библиотеку. Значительно упрощает работу с должниками и введение электронного абонемента, где мониторинг задолженности осуществляется автоматически, а также приходят уведомления о сроках продления пользования книгами. Это позволяет избегать задолженности. Кроме этого, в системах электронного абонемента заложена функция отказа в выдаче литературы до ликвидации задолженности. Это также помогает библиотекарю контролировать сроки возврата книги.
Таким образом, работа с должниками в библиотеке, осуществляемая в разных формах, направлена на обеспечение сохранности фондов и предоставление всем пользователям права доступа к изданиям в соответствии с правилами пользования библиотекой.