Концепция маркетингового управления в современной библиотеке
На сегодняшний день маркетинг в библиотеке представляет собой особую организационно-управленческую модель, которая ставит перед собой цель изучить запросы и потребности пользователей в сфере информационных, образовательных, культурных услуг и удовлетворить их в полной мере, эффективно используя имеющиеся ресурсы.
Концепция маркетинга в деятельности библиотеки базируется на реализации модели управления, которая включает следующие аспекты:
- Формулировка социальной миссии библиотеки, а также перспективных целей ее деятельности и ближайших задач, позволяющих поэтапно продвигаться к поставленной цели.
- Анализ исходного состояния библиотеки и ее ресурсной базы: документационной, финансовой, технической, кадровой, управленческой.
- Выявление особенностей рынка (сферы услуг), в которых функционирует библиотека, с анализом сильных и слабых сторон своей и чужой деятельности на этом «рынке».
- Сегментация состава пользователей с целью определить группы пользователей для создания условий дифференцированного обслуживания.
- Планирование работы, связанной с производством библиотечно-библиографической продукции и оказанием услуг в сфере информационно-культурного обеспечения.
- Продвижение услуг библиотеки через рекламу и налаживание эффективных связей с общественностью.
- Реализация деятельности, а также оценка ее результативности.
Формирование комплекса маркетинга в современной библиотеке
Становление и развитие маркетинговой концепции управления библиотекой базируется на модели взаимодействия пользователя и библиотеки, которая учитывают ориентацию на спрос, полезность, эффективность и конкурентоспособность предоставляемых библиотекой услуг.
Формирование маркетинговых стратегий управления библиотекой происходит в следующем порядке:
- Анализ исходной сферы функционирования библиотеки и потребностей, которые имеются в данном секторе. Применительно к библиотеке речь идет об исследовании запросов, ожиданий потенциальных пользователей, которые будут обращаться к услугам библиотеки для удовлетворения своих потребностей в образовании, самообразовании, культурно-досуговой деятельности.
- Определение приоритетных направлений деятельности, востребованных пользователем, и проектирование перечня библиотечных продуктов и услуг, которые будут основой работы библиотеки.
- Поиск и аккумуляция ресурсов, необходимых для осуществления запланированной деятельности. К ним относят материально-техническое обеспечение, финансы, подготовку кадров и проч.
- Технологическое обеспечение процесса деятельности, предполагающее развитие и усовершенствование производства продуктов библиотечно-библиографического характера, а также методов оказания информационно-библиотечных услуг.
- Создание продуктов, а также моделей услуг, которые были запланированы, и их первичная выборочная апробация для первоначальной оценки эффективности.
- Аккумуляция ресурсов и создание банка услуг (продуктов) для повышения качества обслуживания.
- Реализация продуктов и услуг, а также консультирование и обучение пользователей при необходимости.
- Анализ результативности и создание планов развития, ориентированных на достижение новых качественных и количественных параметров эффективности.
Последние этапы важны в системе маркетинговой деятельности, так как они позволяют получить обратную связь от пользователей, оценить эффективность применяемых методов и приемов осуществления деятельности и внести коррективы в работу.
Таким образом, эффективная концепция маркетингового управления базируется на следующей триаде:
- Изучение «рынка», то есть потенциала информационной среды, в которой функционирует библиотека, и ее возможностей в этом информационном поле.
- Анализ ресурсной обеспеченности в плане организационно-управленческой, кадровой, технической, финансовой готовности к осуществлению деятельности.
- Построение приоритетных функций и направлений работы.
Важными составляющими успешности маркетинговой деятельности можно считать следующие параметры:
- Системный подход к оценке деятельности библиотеки.
- Комплексный характер планирования и оценки результатов деятельности.
- Варьирование форм и методов работы.
- Постоянный мониторинг качества деятельности и своевременная коррекция недочетов.
- Налаживание устойчивой обратной связи с пользователями, позволяющей получить информацию о библиотечных продуктах и услугах.
- Ориентация на специфические условия функционирования информационной среды, зависящие от территориального расположения библиотеки.
Сущность применения маркетинга в библиотечных процессах заключается в опережении читательского спроса на основе научного прогнозирования и изучения информационного рынка и управление этим спросом для успешной реализации своих продуктов и услуг.