Цифровые ресурсы в образовании: понятие, принципы создания
В современном информационном обществе особую роль приобретают возможности, связанные с получением доступной и разнообразной информации. Однако увеличивающийся поток информационных ресурсов вкупе с появлением новых форм документов (цифровых) ставит перед библиотечной средой проблему хранения, организации и использования ресурсов с помощью современных средств информационно-коммуникационных систем. Это позволяет решить многие задачи, стоящие перед библиотекарями, и обеспечить информационно-библиотечное обслуживание важнейших из сфер общественной жизни – образования и науки.
В настоящее время в учебных заведениях собраны различные коллекции научно-образовательных информационных ресурсов, однако примеры их реального использования с помощью средств ИКТ ограничены. Перед образовательными учреждениями всех типов стоит проблема создания цифровых образовательных ресурсов как составной части информационной среды, в которой они функционируют. Поэтому они остро нуждаются в разработке стандартов создания электронных образовательных ресурсов, их систематизации, а также налаживании эффективной системы использования таких ресурсов в образовательном процессе.
Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются материалы учебно-методического, дидактического, контрольно-измерительного характера, которые используются в процессе организации и осуществления образовательной деятельности в учебном заведении.
Создание цифровых образовательных ресурсов для библиотек учебных учреждений базируется на ряде методологических принципов:
- Принцип разделения содержания документов и формы их представления, для которой используются специализированные программные средства (например, формальные языки, программный код).
- Объектный подход к формированию учебного материала, предполагающий разбиение информационных ресурсов на ряд компонентов, имеющих относительно самостоятельную структуру, но связанных с другими компонентами системы.
- Наличие метаданных, позволяющих извлекать из информационных коллекций информацию о них самих.
- Структурирование и классификация ресурсов в базы данных.
- Создание удобного автоматического справочно-поискового аппарата для ориентации пользователя в системе информационных цифровых ресурсов.
Электронные коллекции учебно-методических материалов как составляющая информационно-образовательной среды учебной библиотеки
Понятие «электронная коллекция учебно-методических материалов» нуждается в определении и уточнении содержания по сравнению с традиционными печатными учебно-методическими материалами, используемыми в процессе обучения.
Электронные учебно-методические материалы представляют собой систему информационных образовательных ресурсов виртуальной природы, создаваемых для обеспечения учебного процесса в дистанционном и очном режимах.
Основные свойства цифровых учебно-методических коллекций:
- Системность и наличие иерархи в представлении данных.
- Возможность полноценного доступа в виртуальном режиме.
- Содержательная полнота и научная ценность.
- Интерактивность и гибридный характер (возможность использования файлов мультимедиа, ссылок на дополнительные электронные источники данных).
- Создание в соответствии с определенной информационной моделью, которая включает содержание курса и метаданные, необходимые для управления системой и ее развития.
Задачи электронных коллекций методических и учебных материалов состоят в следующем:
- Расширение системы образовательных информационных ресурсов учебного заведения.
- Обеспечение обучающихся полным доступом ко всем информационным ресурсам образовательного учреждения для качественного учебного процесса.
- Создание возможностей для реализации удаленного доступа к коллекциям образовательных ресурсов при организации заочного, модульного, дистанционного обучения и самостоятельной работы обучающихся.
- Приведение учебно-методической базы образовательного учреждения к требованиям современных образовательных стандартов.
Специфика технологии создания и организационных принципов ПО для электронных образовательных ресурсов заключаются в следующем:
- Применение технологии информационного моделирования при описании содержания и структуры данных ресурсов.
- Использование формальных программных языков для описания модели образовательных ресурсов.
- Создание шаблонов, способствующих упрощению ведения базы данных ресурсов и позволяющих формировать готовые коллекции путем применения специальных программных параметров генерации.
- Разработка практичного и универсального инструментария для обработки, хранения и генерации образовательных коллекций учебного заведения.
Создание широкомасштабных цифровых образовательных коллекций, включающих учебно-методические материалы, позволит решить проблему обеспечения всех участников образовательного процесса необходимыми дидактическими материалами, а также содействовать процессам организации дистанционных форм библиотечного обслуживания учащихся и педагогов образовательных учреждений.