Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельность педагога-библиотекаря в области формирования информационной культуры учащихся

Роль информационной культуры в образовании

Значимость проблемы формирования информационной культуры в школе определяется рядом факторов, к которым относятся:

  1. Повышение роли информации в современной жизни и, как следствие, значимости тех умений и навыков, которые связаны с ее обработкой и использованием.
  2. Рост объемов информации и ростом интенсивности информационных коммуникаций, предоставляющих человеку богатейшие возможности для творческого развития.
  3. Постоянный прогресс технической стороны жизни общества, влияющий на его социально-экономическое и культурное развитие.
Определение 1

Информационная культура личности, являясь звеном общей культуры, выступает как системное свойство мировоззрения личности, помогающее использовать современные технологии как ресурсы для реализации потребности в информации в целях обучения и саморазвития.

Информационная культура личности включает в себя несколько компонентов:

  1. Информационное мировоззрение личности.
  2. Осознание необходимости получать информационные знания, а также ответственности за использование информации.
  3. Представление о свойствах информации и особенностях протекания информационных процессов.
  4. Осведомленность о составе информационных ресурсов, их типах, а также способах хранения.
  5. Навыки поиска информации с использованием разных инструментов, а также ее обработки, анализа и синтеза.
  6. Умения применять современные технологии в информационном процессе.

Библиотечные работники и специалисты в области информации должны всячески способствовать осуществлению программ и проведению мероприятий в области формирования информационной грамотности, поскольку библиотека или информационный центр являются не только хранилищем знаний, но и местом социализации школьников.

Деятельность педагога-библиотекаря в области формирования информационной культуры учащихся

Основные аспекты деятельности школьного библиотекаря, связанные с развитием составляющих информационной культуры, могут быть классифицированы по трем основаниям:

«Деятельность педагога-библиотекаря в области формирования информационной культуры учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. По охвату аудитории выделяют индивидуальные, а также групповые и массовые формы библиотечного обслуживания, включающие беседы при записи в библиотеку, консультации во время поиска информации, работе с СБА, практические занятия, выставки, а также библиографические обзоры.
  2. По формату, в котором они осуществляются, выделяют наглядные, печатные, устные, визуальные и комплексные формы работы. К первым можно отнести такие виды информирования в библиотеке, как издание специальных информационных плакатов, стендов, стенгазет, посвященных библиотеке, ее устройству, алгоритмам поиска информации. Вторые представляют собой разного рода издания, выпускаемые в помощь юным читателям: буклеты, путеводители, библиографические пособия. Устные формы предполагают непосредственное общение педагога-библиотекаря с аудиторией в ходе лекций, познавательных часов, бесед, обзоров или консультаций. Комплексные формы сочетают в себе все формы и включают, например, экскурсии по библиотеке, День открытых дверей в библиотеке, Недели библиотечных знаний, библиотечные викторины и конкурсы, Библионочь в школьной библиотеке.
  3. По степени включенности в образовательный процесс выделяют урочные мероприятия, осуществляемые в процессе преподавания учебных дисциплин, а также внеурочные, реализуемые посредством внеурочных занятий, воспитательной работы, самостоятельной активности учеников.

Современная школьная библиотека ориентируется на новые и актуальные формы работы со школьниками:

  1. Уроки библиотечно-информационной культуры, которые проходят как занятия, направленные на знакомство детей с основами информационно-библиотечных знаний, а также на их применения в образовательной деятельности.
  2. Читательские конференции, посвященные творчеству как одного писателя, так и отдельным литературным явлениям (например, современной подростковой литературе, классике в школьном изучении, поэзии, юмористической литературе).
  3. Интеллектуальные игры, нацеленные на знакомство с книгой и чтением.
  4. Викторины знатоков литературных произведений.
  5. Беседы, посвященные работе библиотеки, ее устройству, а также поиску информации, творчеству интересных писателей, юбилеям книг и проч.
  6. «Громкие чтения», направленные на знакомство с произведениями русской и зарубежной классики для детей и подростков.
  7. Видеолекции, посвященные актуальным проблемам литературы и чтения, а также знаменательным датам и событиям и их отражению в книгах.
  8. «Уроки нравственности», связанные с реализацией воспитательной миссии книги и чтения через обращения к поднимаемым в них проблемам этики, морали, экологии, патриотизма и проч.

Данные формы работы призваны реализовать следующие функции:

  • познакомить ребенка с библиотекой как местом получения знаний, саморазвития и самообразования посредством книги и чтения;
  • сформировать положительное отношение к чтению и потребность в нем;
  • расширить круг чтения, сформировать читательские интересы, вкусы и способности целенаправленного выбора книг, необходимых для учебы и развлечения;
  • привить навыки работы с информацией, включая ее поиск и обработку;
  • познакомить с возможностями современных телекоммуникационных технологий для получения знаний в разных отраслях;
  • создать условия для творческой самореализации, общения и совместной деятельности детей.
Дата последнего обновления статьи: 03.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot