Роль информационной культуры в образовании
Значимость проблемы формирования информационной культуры в школе определяется рядом факторов, к которым относятся:
- Повышение роли информации в современной жизни и, как следствие, значимости тех умений и навыков, которые связаны с ее обработкой и использованием.
- Рост объемов информации и ростом интенсивности информационных коммуникаций, предоставляющих человеку богатейшие возможности для творческого развития.
- Постоянный прогресс технической стороны жизни общества, влияющий на его социально-экономическое и культурное развитие.
Информационная культура личности, являясь звеном общей культуры, выступает как системное свойство мировоззрения личности, помогающее использовать современные технологии как ресурсы для реализации потребности в информации в целях обучения и саморазвития.
Информационная культура личности включает в себя несколько компонентов:
- Информационное мировоззрение личности.
- Осознание необходимости получать информационные знания, а также ответственности за использование информации.
- Представление о свойствах информации и особенностях протекания информационных процессов.
- Осведомленность о составе информационных ресурсов, их типах, а также способах хранения.
- Навыки поиска информации с использованием разных инструментов, а также ее обработки, анализа и синтеза.
- Умения применять современные технологии в информационном процессе.
Библиотечные работники и специалисты в области информации должны всячески способствовать осуществлению программ и проведению мероприятий в области формирования информационной грамотности, поскольку библиотека или информационный центр являются не только хранилищем знаний, но и местом социализации школьников.
Деятельность педагога-библиотекаря в области формирования информационной культуры учащихся
Основные аспекты деятельности школьного библиотекаря, связанные с развитием составляющих информационной культуры, могут быть классифицированы по трем основаниям:
- По охвату аудитории выделяют индивидуальные, а также групповые и массовые формы библиотечного обслуживания, включающие беседы при записи в библиотеку, консультации во время поиска информации, работе с СБА, практические занятия, выставки, а также библиографические обзоры.
- По формату, в котором они осуществляются, выделяют наглядные, печатные, устные, визуальные и комплексные формы работы. К первым можно отнести такие виды информирования в библиотеке, как издание специальных информационных плакатов, стендов, стенгазет, посвященных библиотеке, ее устройству, алгоритмам поиска информации. Вторые представляют собой разного рода издания, выпускаемые в помощь юным читателям: буклеты, путеводители, библиографические пособия. Устные формы предполагают непосредственное общение педагога-библиотекаря с аудиторией в ходе лекций, познавательных часов, бесед, обзоров или консультаций. Комплексные формы сочетают в себе все формы и включают, например, экскурсии по библиотеке, День открытых дверей в библиотеке, Недели библиотечных знаний, библиотечные викторины и конкурсы, Библионочь в школьной библиотеке.
- По степени включенности в образовательный процесс выделяют урочные мероприятия, осуществляемые в процессе преподавания учебных дисциплин, а также внеурочные, реализуемые посредством внеурочных занятий, воспитательной работы, самостоятельной активности учеников.
Современная школьная библиотека ориентируется на новые и актуальные формы работы со школьниками:
- Уроки библиотечно-информационной культуры, которые проходят как занятия, направленные на знакомство детей с основами информационно-библиотечных знаний, а также на их применения в образовательной деятельности.
- Читательские конференции, посвященные творчеству как одного писателя, так и отдельным литературным явлениям (например, современной подростковой литературе, классике в школьном изучении, поэзии, юмористической литературе).
- Интеллектуальные игры, нацеленные на знакомство с книгой и чтением.
- Викторины знатоков литературных произведений.
- Беседы, посвященные работе библиотеки, ее устройству, а также поиску информации, творчеству интересных писателей, юбилеям книг и проч.
- «Громкие чтения», направленные на знакомство с произведениями русской и зарубежной классики для детей и подростков.
- Видеолекции, посвященные актуальным проблемам литературы и чтения, а также знаменательным датам и событиям и их отражению в книгах.
- «Уроки нравственности», связанные с реализацией воспитательной миссии книги и чтения через обращения к поднимаемым в них проблемам этики, морали, экологии, патриотизма и проч.
Данные формы работы призваны реализовать следующие функции:
- познакомить ребенка с библиотекой как местом получения знаний, саморазвития и самообразования посредством книги и чтения;
- сформировать положительное отношение к чтению и потребность в нем;
- расширить круг чтения, сформировать читательские интересы, вкусы и способности целенаправленного выбора книг, необходимых для учебы и развлечения;
- привить навыки работы с информацией, включая ее поиск и обработку;
- познакомить с возможностями современных телекоммуникационных технологий для получения знаний в разных отраслях;
- создать условия для творческой самореализации, общения и совместной деятельности детей.