Деловое общение в библиотеке
Роль делового общения в библиотеке постепенно возрастает, что обусловлено интенсивностью информационного обмена в современном обществе. При этом взрастает не только объем передаваемой информации, но и увеличивается число способов ее передачи. Так, наряду с непосредственным контактным общением появляются различные виды дистанционной коммуникации, опосредованные телекоммуникационными средствами.
Деловое общение в библиотеке представляет собой особый тип статусно-ролевой коммуникации, которая складывается вокруг процессов реализации информационно-библиотечного обслуживания между его участниками – сотрудниками библиотеки и пользователями.
Субъектами библиотечного делового общения являются:
- Сотрудники библиотеки, выступающие в роли специалистов, обеспечивающих непрерывную реализацию процессов информационного обмена. Общение может протекать «горизонтально», то есть между сотрудниками одного статуса (например, внутри одного структурного подразделения или между разными отделами), а может реализовываться «вертикально», через взаимодействие сотрудников разного уровня подчиненности (например, руководитель – библиотеки – библиотекарь).
- Пользователи библиотеки, которые вступают во взаимодействие с сотрудниками библиотечного учреждения по поводу интересующей их информации или библиотечных услуг, а также с другими пользователями, например, для реализации совместных досуговых, игровых или культурно-просветительских мероприятий.
- Третьи лица, привлекаемые в процессы библиотечной деятельности с целью повышения его эффективности. К ним можно отнести меценатов и спонсоров, специалистов разных отраслей, задействованных в массовой работе библиотеки, а также представителей партнерских организаций.
Деловое общение в библиотечном коллективе: специфика, предмет, принципы и формы
Деловое общение в библиотечном коллективе представляет собой разновидность коммуникации, осуществляемой по поводу реализации трудовых функций внутри библиотечной организации.
Предметом делового общения выступают производственные, профессиональные, информационные процессы, которые реализуются в процессе выполнения работниками своих трудовых функций. Поскольку любая совместная деятельность предполагает обмен информацией, деловое общение в библиотечной среде приобретает первостепенное значение, так как обеспечивает процессы непрерывного технологического цикла обработки и использования информационно-документных и справочных фондов библиотеки.
Принципы делового общения в библиотеке базируются на следующих основаниях:
- Официальный статус коммуникантов, не допускающий фамильярности, грубости, отступления от норм деловой этики.
- Профессионально-опосредованный характер общения, предметом которого являются не личные интересы участников коммуникации, а их трудовые обязанности.
- Этикетный характер общения, наличие традиционных форм и способов реализации деловой коммуникации, принятых данным коллективом и одобряемых всеми его членами.
- Продуктивность делового общения, ориентированного на решение важных производственных задач и избегающего конфликтных ситуаций, борьбы интересов и проч.
- Регламентация речевого поведения, проявляющаяся в наличии устойчивых форм коммуникации, реализуемых в процессе делового взаимодействия библиотекарей.
Формы реализации делового общения в библиотеке различны. Можно говорить об устных и письменных способах осуществления коммуникации. К устным формам деловой коммуникации относят:
- Деловые беседы сотрудников.
- Совещания сотрудников с участием руководителя организации.
- Семинары и заседания методических объединений.
- Конференции и «круглые столы» в рамках обсуждения профессиональных проблем отрасли.
К формам письменной коммуникации следует отнести:
- Деловую переписку, которая осуществляется, например, между центральной библиотекой и ее филиалами.
- Письменную коммуникацию организационно-управленческого характера (письменное информирование сотрудников в виде приказов, распоряжений, инструктажей, объявлений, информационных бюллетеней и проч.).
- Письменное общение производственного характера, которое включает планы, отчеты, докладные записки и проч.
Большую роль в реализации деловой коммуникации сотрудников библиотеки играют этические нормы общения, которые представляют собой принципы морально-нравственного характера, обеспечивающие продуктивность коммуникации:
- Честность и открытость коммуникантов.
- Вежливость и бесконфликтность, отказ от грубости и фамильярности.
- Высокий уровень речевой культуры и владение языком профессиональной коммуникации.
- Взаимопомощь и поддержка в сложных профессиональных ситуациях.
- Ориентация на установление контактов, поддержание и развитие деловых связей.
Таким образом, деловое общение в библиотечном коллективе представляет собой часть профессиональной библиотечной коммуникации, владение которой необходимо для успешного функционирования коллектива библиотеки и решения различных профессиональных задач.