Читатель и библиотекарь как равноправные участники социокультурного процесса библиотечного обслуживания
Процесс библиотечного обслуживания представляет собой центральное звено библиотечной деятельности и заключается в удовлетворении запросов пользователей, а также их информационно-культурных, досуговых и коммуникативных потребностей.
Специфика процесса библиотечного обслуживания заключается в том, что он носит двусторонний характер, то есть осуществляется посредством двух равноправных субъектов – библиотекаря и пользователя (читателя). Поэтому изучение библиотечного обслуживания невозможно без обращения к исследованию вопросов, связанных с определением в нем места читателя и библиотекаря, а также изучения их потребностей и особенностей их деятельности.
Читатель (пользователь) как субъект библиотечного обслуживания выступает источником информационной потребности, благодаря которой формируется информационный запрос.
Эффективное обслуживание читателя базируется на постоянном изучении его интересов и информационных потребностей. Систематическое изучение читательских потребностей начинается со второй половины XX века. Именно в этот период появляются исследования, характеризующиеся массовым характером и масштабностью, то есть широким охватом разных групп читателей, социальной обусловленностью, целенаправленной поддержкой со стороны государства, а также разнообразием проблематики.
Исследования читателей в нашей стране проводится в следующих направлениях:
- Выделение разных читательских групп (по возрастному, социальному критериям).
- Изучение характерных предпочтений читателей в области разных литературных жанров.
- Выявление региональных читательских особенностей.
- Мониторинг состояния востребованности чтения.
- Анализ причин, приводящих к снижению спроса на литературу и чтение.
Для решения практических задач, связанных с приобщением к чтению детей и подростков, развитием читательских интересов и культуры пользователей, чтение изучается с помощью социологических и психологических методов. В соответствии с социологическим подходом исследователи выделяют социально-демографические признаки читателей (пол, возраст, общественное положение, профессия, уровень образования), устанавливая зависимость между этими показателями и характеристиками чтения. Наряду с социологическим подходом используется и психологический метод изучения чтения, в основе которого лежат такие аспекты, как определение особенностей восприятия текстов, выявление отношения к книге и чтению, а изучение мотивов чтения, уровня его культуры, читательской направленности личности.
На основе изучения чтения выстраиваются различные типологии читателей, которые применяются для прогнозирования развития чтения, а также выбора и апробации инновационных форм продвижения книги и чтения, соответствующих потребностям современного читателя.
Помимо проблемы чтения, изучение читателя связано также с таким направлением деятельности библиотеки, как содействие формирования информационной культуры личности.
Поскольку в современном мире информационные компетенции являются одними из базовых функциональных компетенций личности, библиотеке важно владеть ведениями о сущности информационной культуры личности, факторах, влияющих на ее формирование, а также методах и приемах воздействия на ее составляющие.
Библиотекарь как субъект библиотечной деятельности
Другим участником библиотечного обслуживания является библиотекарь, поэтому вопросам изучения его деятельности, профессиональных и личных качеств также уделяется большое внимание.
В настоящее время центральным понятием для характеристики профессиональной компетенции библиотекаря выступает профессиограмма.
Профессиограмма - это набор психофизиологических, интеллектуальных, морально-этических и профессиональных качеств, которыми должен обладать библиотечный работник.
С изучением профессиограммы библиотекаря связано улучшение подготовки специалистов библиотечной сферы в период их обучения, а также создание эффективной системы повышения квалификации библиотечных кадров. Частными вопросами здесь выступают проблемы изучения и развития коммуникативных, речевых, читательских, информационных, компьютерных компетенций библиотекаря.
Развитию профессионального самосознания и росту престижа профессии библиотекаря способствует выработка и принятия «Кодекса этики российского библиотекаря», определяющего основные морально-нравственные аспекты его профессиональной деятельности.
Библиотекарь осуществляет свою профессиональную деятельность не в одиночку, а в составе коллектива, поэтому особое значение приобретают вопросы, связанные с развитием библиотечного коллектива, формированием его самосознания, выработкой общего представления о миссии и целях деятельности библиотеки. Специалисты, изучающие вопросы развития коллектива и взаимодействия его членов, говорят о необходимости создания психологической службы в библиотеке, которая способствует адаптации сотрудников, решению проблем профессионального выгорания, формирования благоприятного психологического климата в коллективе, развитию корпоративных ценностей и традиций, способствующих сплочению коллектива.
Таким образом, читатель и библиотекарь, выступая полноправными участниками библиотечного обслуживания, являются полноценными субъектами информационной деятельности, изучение которых способствует повышению качества оказываемых библиотекой услуг.