Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Библиотеки в системе непрерывного образования

Место библиотеки в системе непрерывного образования

Изменения в обществе, а также развитие технологий и ощутимая нехватка высококвалифицированных кадров остро обозначили проблему непрерывного образования в библиотечной сфере. Потребности библиотечной практики постоянно актуализируют приобретение библиотекарями новых умений и навыков, поэтому каждый специалист нуждается в постоянном повышении своих профессиональных компетенций, развитии специальных знаний и умений.

Идея непрерывного образования в современном мире зародилась в конце прошлого веке и активно реализуется в связи с отказом от традиционного понимания образования как раз и навсегда полученной системы профессиональных компетенций. Доминирует представление о гибкой системе компетенций, которая включает разные типы навыков, которые нуждаются в постоянном обновлении и совершенствовании. С идеей непрерывного образования связывается идея непрерывного профессионального роста, обеспечивающего высокий уровень качества профессиональной деятельности.

В 2006 году ИФЛА издан документ «Непрерывное профессиональное развитие: принципы и передовой опыт», который в дальнейшем был обновлен и представляет собой обоснование концепции непрерывного образования в библиотечной среде.

Согласно документу, деятельность, связанная с осуществление обучения библиотечных работников новым знаниям, охватывает не только послевузовскую переподготовку и курсы повышения квалификации, но всю цепь библиотечного образования:

  1. Профориентацию школьников в процессе выбора будущей сферы деятельности и формирование необходимых для будущего работника библиотеки компетенций.
  2. Обучение студентов по информационно-библиотечным специальностям.
  3. Развитие институтов наставничества и обмена опытом в библиотеках при приеме на работу молодых специалистов, а также профессионалов других отраслей деятельности (филологов, историков).
  4. Формирование необходимых условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотекарей.
  5. Определение принципов, порядка, основных критериев проведения аттестации библиотечных кадров.
  6. Выработка профессиональных стандартов деятельности библиотекарей для осознания «точке роста» в профессии.
«Библиотеки в системе непрерывного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные проблемы библиотечного образования в сфере концепции непрерывности

На сегодняшний день в системе обучения и повышения компетенции библиотекарей существуют значительные трудности, связанные с тем, что роль самих библиотек как образовательно-методических центров в системе повышения квалификация не имеет четкого правового статуса. Также отсутствует единое образовательное пространство для повышения квалификации, обмена опытом, самообразования. В связи с появлением инновационных форм обучения – дистанционных, появляется потребность понять сущность и принципы осуществления профессионального обучения и переподготовки кадров с использованием новых технологий обучения.

Вопросы обучения специалистов библиотечной отрасли соприкасаются с разработкой концепции единого образовательного пространства, в которое должны войти библиотеки, а также учебные заведения, занятые подготовкой будущих работников библиотек.

Основные требования, которые предъявляет профессиональное сообщество к системе библиотечного образования, состоят в следующем:

  1. Выработка общей концептуальной модели непрерывного образования.
  2. Определение его содержания через анализ потребностей библиотечной практики и условий среды с последующим формированием необходимых профессиональных компетенций.
  3. Взаимодействие библиотек и учебных заведений, направленное на создание центров регионального обучения профессионалов.
  4. Консолидация ресурсов библиотек региона для создания научно-методической базы системы непрерывного образования.
  5. Использование в процессе обучения и переподготовки новых технологий, востребованных библиотечной практикой.

Основным фактором успешности реализации получения непрерывного образования является изменение подхода к нему на государственном уровне. Необходима выработка региональной политики в сфере обучения библиотекарей, определяющей стратегии и цели профессионального образования.

Условия функционирования системы непрерывного библиотечного образования

Выстраивание региональных систем непрерывного образования библиотекарей базируется на ряде направлений деятельности:

  1. Изучение и текущего состояния подготовки библиотечных кадров в регионе.
  2. Мониторинг передового библиотечного опыта, а также актуальных научных разработок и идей, которые могут быть внедрены в библиотечную практику.
  3. Оказание научно-методической, консультационной помощи библиотекарям в их работе.
  4. Обобщение лучших стратегий реализации непрерывного библиотечного образования и обмена опытом в стране и в мире.
  5. Стимулирование профессиональной кооперации библиотекарей.
  6. Выработка единой системы требований к подготовке библиотечных кадров.
  7. Развитие профессиональной культуры библиотекарей и повышение имиджа библиотечного дела в глазах самих специалистов.

Таким образом, роль библиотек как ресурсно-информационных и методических центров в системе непрерывного образования постоянно повышается, что связано с внедрением новых технологий и требований к профессиональным компетенциям и уровню оказываемых услуг.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot