Место библиотеки в системе непрерывного образования
Изменения в обществе, а также развитие технологий и ощутимая нехватка высококвалифицированных кадров остро обозначили проблему непрерывного образования в библиотечной сфере. Потребности библиотечной практики постоянно актуализируют приобретение библиотекарями новых умений и навыков, поэтому каждый специалист нуждается в постоянном повышении своих профессиональных компетенций, развитии специальных знаний и умений.
Идея непрерывного образования в современном мире зародилась в конце прошлого веке и активно реализуется в связи с отказом от традиционного понимания образования как раз и навсегда полученной системы профессиональных компетенций. Доминирует представление о гибкой системе компетенций, которая включает разные типы навыков, которые нуждаются в постоянном обновлении и совершенствовании. С идеей непрерывного образования связывается идея непрерывного профессионального роста, обеспечивающего высокий уровень качества профессиональной деятельности.
В 2006 году ИФЛА издан документ «Непрерывное профессиональное развитие: принципы и передовой опыт», который в дальнейшем был обновлен и представляет собой обоснование концепции непрерывного образования в библиотечной среде.
Согласно документу, деятельность, связанная с осуществление обучения библиотечных работников новым знаниям, охватывает не только послевузовскую переподготовку и курсы повышения квалификации, но всю цепь библиотечного образования:
- Профориентацию школьников в процессе выбора будущей сферы деятельности и формирование необходимых для будущего работника библиотеки компетенций.
- Обучение студентов по информационно-библиотечным специальностям.
- Развитие институтов наставничества и обмена опытом в библиотеках при приеме на работу молодых специалистов, а также профессионалов других отраслей деятельности (филологов, историков).
- Формирование необходимых условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотекарей.
- Определение принципов, порядка, основных критериев проведения аттестации библиотечных кадров.
- Выработка профессиональных стандартов деятельности библиотекарей для осознания «точке роста» в профессии.
Основные проблемы библиотечного образования в сфере концепции непрерывности
На сегодняшний день в системе обучения и повышения компетенции библиотекарей существуют значительные трудности, связанные с тем, что роль самих библиотек как образовательно-методических центров в системе повышения квалификация не имеет четкого правового статуса. Также отсутствует единое образовательное пространство для повышения квалификации, обмена опытом, самообразования. В связи с появлением инновационных форм обучения – дистанционных, появляется потребность понять сущность и принципы осуществления профессионального обучения и переподготовки кадров с использованием новых технологий обучения.
Вопросы обучения специалистов библиотечной отрасли соприкасаются с разработкой концепции единого образовательного пространства, в которое должны войти библиотеки, а также учебные заведения, занятые подготовкой будущих работников библиотек.
Основные требования, которые предъявляет профессиональное сообщество к системе библиотечного образования, состоят в следующем:
- Выработка общей концептуальной модели непрерывного образования.
- Определение его содержания через анализ потребностей библиотечной практики и условий среды с последующим формированием необходимых профессиональных компетенций.
- Взаимодействие библиотек и учебных заведений, направленное на создание центров регионального обучения профессионалов.
- Консолидация ресурсов библиотек региона для создания научно-методической базы системы непрерывного образования.
- Использование в процессе обучения и переподготовки новых технологий, востребованных библиотечной практикой.
Основным фактором успешности реализации получения непрерывного образования является изменение подхода к нему на государственном уровне. Необходима выработка региональной политики в сфере обучения библиотекарей, определяющей стратегии и цели профессионального образования.
Условия функционирования системы непрерывного библиотечного образования
Выстраивание региональных систем непрерывного образования библиотекарей базируется на ряде направлений деятельности:
- Изучение и текущего состояния подготовки библиотечных кадров в регионе.
- Мониторинг передового библиотечного опыта, а также актуальных научных разработок и идей, которые могут быть внедрены в библиотечную практику.
- Оказание научно-методической, консультационной помощи библиотекарям в их работе.
- Обобщение лучших стратегий реализации непрерывного библиотечного образования и обмена опытом в стране и в мире.
- Стимулирование профессиональной кооперации библиотекарей.
- Выработка единой системы требований к подготовке библиотечных кадров.
- Развитие профессиональной культуры библиотекарей и повышение имиджа библиотечного дела в глазах самих специалистов.
Таким образом, роль библиотек как ресурсно-информационных и методических центров в системе непрерывного образования постоянно повышается, что связано с внедрением новых технологий и требований к профессиональным компетенциям и уровню оказываемых услуг.