Библиотека Ивана Грозного как научно-историческая проблема
Один из старых дискуссионных вопросов, которые не утратили своей актуальности и в наши дни, является существование так называемой Либереи – книжного собрания, которое якобы было сформировано в правление Ивана Грозного. В широких кругах Либерея известна как библиотека Ивана Грозного, которая так и не была обнаружена. До сих пор исследователей волнуют вопросы, связанные с ее существованием, составом и местонахождением.
Сам факт существования библиотеки является спорным. По преданию, Иван IV с юности увлекался чтением и собрал богатейшую коллекцию произведений древних авторов на разных языках. Предположительно это были труды древнегреческих философов, историков, математиков, древнеримская поэзия, труды по ораторскому мастерству, политические сочинения и проч. Согласно другой версии, большая часть книжного собрания, могущего составлять Либерею, была унаследована русским царем от деда, супруга которого – Софья Палеолог – могла привезти сочинения с собой в качестве приданого. В пользу этой версии говорит тот факт, что в правление отца Ивана IV, Василия III, в Москву был приглашен переводчик Максим Грек, который работал с книжным собранием. Позднее, в царствование Ивана IV, переводческой деятельностью также занимался Иоганн Ваттерман, священник из Дерпта, о чем упоминается в Ливонской хронике Германа Вартберга. Косвенным доказательством существования собрания была опись, найденная в 1822 в Дерпте и включавшая список книг, находившихся во владении русского царя. Впрочем, подлинность этого документа неоднократно оспаривалась, в том числе и на основании того, что многочисленные пожары XVI-XVII веков должны были полностью уничтожить библиотеку, если бы она существовала.
В конце XIX века были предприняты первые серьезные попытки обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Для этого на территории Кремля были организованы раскопки, однако успехом они не увенчались. В связи с этим появились новые версии относительно возможной локации библиотеки. Некоторые считали, что она сокрыта в Александровской слободе, где долгое время находился Иван Грозный. Другие считали, что она находится в Коломне и даже в подземельях Софийского собора. В целом археологи-профессионалы и любители выдвинули более шестидесяти версий о ее возможном местонахождении. Несмотря на многочисленные попытки обнаружить библиотеку в течение нескольких столетий, археологические раскопки были безуспешными. Например, раскопки, инициированные Сенатом в первой половине XVIII века на основании показаний свидетеля, который якобы видел место возможного нахождения библиотеки. Истинность этих показаний подтвердить не удалось, поскольку при раскопках Либерея или ее фрагменты не были найдены. Новый всплеск интереса к поиску библиотеки Ивана Грозного отмечается в XIX-XX веке, однако и он не был успешным.
Либерея как научная мистификация
Эти и другие факты привели к возникновению версии, что Либерея является плодом научной мистификации и никогда не существовала. Сторонники этой точки зрения приводят следующие аргументы:
- Прибытие книг из Византии в составе приданого Софьи Палеолог выглядит сомнительным фактом, так как будущая царица покидала осажденный Константинополь, из которого сложно было бы вывезти такой объем книг. Кроме этого, последующее пребывание семьи Палеологов в Риме не исключает возможности того, что при существовании такого богатого собрания оно было бы продано из-за финансовых трудностей.
- В пользу легендарного характера Либереи говорит и тот факт, что рукописных книг в Европе в то время было крайне мало, поэтому такое обширное собрание не могло быть сосредоточено в одних руках. Практически у каждого древнего манускрипта есть история, отражающая последовательность смены его владельцев. Но никаких упоминаний о приобретении книг Иваном IV в больших масштабах нет.
- Неблагоприятные условия (пожары, Смутное время) способствовали бы уничтожению библиотеки, которая не смогла бы сохраниться до наших дней.
- Подлинность упоминаний о Либереи в Ливонской хронике и списке 1822 года («списке Дабелова») ставится под сомнение, так как в них содержатся недостоверные сведения о составе книг, а также явные анахронизмы. Так, в списке Дабелова упоминается издание стихов Пиндара, которое было открыто уже после смерти этого исследователя.
- Д. С. Лихачев, будучи известным медиевистом и специалистом по древнерусской литературе, подвергал сомнению и научную ценность Либереи, которая, даже если и существовала в реальности, не могла бы содержать ничего более ценного, кроме церковных книг на греческом языке, которые Софья Палеолог действительно могла привезти в Россию в религиозных целях.
Таким образом, судьба библиотеки Ивана Грозного на сегодняшний день остается загадкой. Энтузиасты продолжают ее поиски, хотя скептически настроенные ученые-историки и археологи считают Либерею научным «фейком» или полагают, что библиотека, даже при условии ее реального существования в прошлом, была давно утрачена в ходе пожаров и войн.